Вопросы "соседского права"
Страница 12

Вопросы межевания регулируются в настоящее время Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", Положением о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396, Инструкцией по межеванию земель от 8 апреля 1996 г. (утв. Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству), Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". Для межевания в пределах черты поселений имеет важное значение также Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 <1>.

<1> Кроме того, к межеванию применяются Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства и Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17 февраля 2003 г. В период подготовки данной работы к печати был опубликован Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о Государственном кадастре недвижимости), который вступил в силу (за некоторыми исключениями) 1 марта 2008 г. Этот Закон содержит нормы, регулирующие процедуру межевания.

Указанные акты предусматривают процедуру межевания земельных участков, в том числе нормы, регулирующие процесс согласования границ (извещение соседей-землевладельцев, присутствие соседей во время землеустроительных работ, согласование с ними границ размежевываемого земельного участка и др.). Но они не отвечают на вопрос, как (на основе каких принципов) разрешать споры о границах в зависимости от того или иного случая.

Действующее законодательство о межевании исходит из того, что границу между смежными земельными участками необходимо устанавливать на основе сведений Государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации (ст. 17 Закона о землеустройстве). В соответствии с п. 3 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений установление границ землепользований производится в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными документами территориального развития. Названная документация часто не в состоянии служить для целей разрешения споров о границах между земельными участками. Особенно это касается градостроительной документации, приведенной в п. 3 указанного Положения, которая дает некоторое представление о границах кварталов, микрорайонов и других единиц массовой застройки, но, очевидно, не может дать четкого ориентира границ между конкретными землевладениями.

Применительно к спорам о границах смежных участков в процессе совершенствования законодательства о межевании <1> необходимо предусмотреть несколько принципов, из которых следовало бы исходить при разрешении пограничных споров. В частности, часто справедливо отдать приоритет границе, которая фактически сложилась и не оспаривается многие годы (например, 10 - 15 лет) <2>.

<1> А это не только специальные акты земельного законодательства - некоторые принципиальные нормы о разграничении земельных участков могут быть включены в Гражданский кодекс.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...

Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  ...