Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Страница 19

Публично-правовой характер данных образований отражается и на их гражданской правоспособности, которая, несмотря на то что к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских отношениях, отличается от правоспособности последних.

Так, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, с которым законодательство связывает момент внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Публичные образования, в свою очередь, не являются юридическими лицами, и момент возникновения и прекращения правоспособности для каждого публичного образования устанавливается соответствующим публично-правовым актом.

Кроме того, правоспособность публично-правовых образований отличается по своему содержанию от правоспособности юридических лиц. К особенностям правоспособности публично-правовых образований, например, можно отнести следующее:

- отдельные виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212, п. 1 ст. 213 ГК РФ);

- для публичных собственников законодательством о приватизации установлен особый порядок прекращения их права собственности;

- в отличие от юридических лиц публичный собственник не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 236 ГК РФ);

- в установленных законодательством случаях государству предоставлена возможность обращения в свою собственность собственности граждан и юридических лиц (национализация);

- исключительно между публично-правовыми образованиями возможно разграничение собственности, заключающееся во взаимной безвозмездной передаче объектов права собственности на основании публично-правовых актов и др.

Правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности юридических лиц и по своему характеру. Так, для коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, установлена общая правоспособность, которая означает, что такие юридические лица " .могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом" (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Для остальных организаций правоспособность является специальной, что означает возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах данных организаций (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

В отношении характера правоспособности публично-правовых образований ученые высказывают различные точки зрения, рассматривая ее как общую, специальную и целевую.

Так, по мнению одних авторов, "Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования обладают общей правоспособностью ." <1>.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Смотрите также

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...

Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных ...

Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде
  ...