Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Страница 1

Правовой режим имущества Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований требует специального монографического исследования. Задача данного раздела - дать краткий анализ имущественных прав публично-правовых образований и тех сложностей, которые возникают при участии этих субъектов в гражданском обороте.

§ 1. Общие положения

В гражданском обороте, наряду с физическими и юридическими лицами, принимают участие публично-правовые образования. К публично-правовым образованиям, участвующим в гражданском обороте, со времен римского права в первую очередь относится государство. Е.А. Флейшиц отмечала переход в римском праве от "казны -объекта" к "казне - субъекту права" <1>, а И.А. Покровский применительно к этому периоду истории писал, что "практически государство-казна живет как юридическое лицо, но в теории его особенность . в личности императора" <2>.

<1> См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 2001. С. 116 (автор раздела - Е.А. Флейшиц). <2> Покровский И.А. История римского права. 1918. С. 242.

Известный дореволюционный российский юрист Д. Д. Гримм также отмечал, что уже в римском праве со временем стали различать государство в смысле политического союза и государство в качестве самостоятельного субъекта имущественных прав и обязанностей. При этом, как отмечал Д.Д. Гримм, имущество государственной казны было отделено от личной собственности императора <1>.

<1> См.: Гримм Д. Д. Лекции по догме римского права. М., 2003. С. 88 - 89 (печ. по учебнику 1916 г.).

В наше время Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

Особенностью этих субъектов гражданского оборота является наделение их властными полномочиями, которые не исключают их гражданскую правосубъектность.

Для гражданского права на первый план выступают не публичные функции данного лица, а его правосубъектность. Вместе с тем государственные органы, органы местного самоуправления должны обладать определенным имуществом для выполнения своих публичных функций.

При этом, как точно подметил Е. А. Суханов, при участии публично-правовых образований в гражданских правоотношениях важно в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не публично-правовых отношениях друг с другом <1>. Равноправие публичных образований как участников гражданского оборота достигается путем наделения их правами юридических лиц. В литературе эти субъекты гражданско-правовых отношений часто охватываются понятием "юридическое лицо публичного права".

<1> Суханов Е.А. Гл. 8. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004. С. 373.

Это понятие было известно российским дореволюционным <1> и современным ученым <2>, его выделяет зарубежный законодатель <3>.

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 122.

<2> Кулагин М. И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1970. С. 35; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

<3> Так, ч. III гл. 2 ГГУ названа "Юридические лица публичного права" (Германское право. Ч. I / Науч. ред. В.В. Залесский. М., 1996. С. 29); в ст. 298 ГК Квебека указывается, что юридические лица бывают как публичного, так и частного права (Гражданский кодекс Квебека / Науч. ред. О.М. Козырь, А. А. Маковская. М., 1999. С. 77).

Согласно определению Л. Эннекцеруса, к юридическим лицам публичного права следует отнести "юридические лица, которые либо созданы непосредственно в силу закона или административного акта в качестве исполнителей задач публичного характера с тем, что устройство регламентируется нормой закона, либо такие, которые, осуществляя публичные задачи, хотя бы впоследствии признаются наделенными правами путем закона или административного акта компетентного органа государства" <1>.

<1> Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т. 1. Полутом 1. М., 1944. С. 419.

Таким образом, признаками юридических лиц публичного права являются следующие:

- созданы на основе публично-правового акта;

- преследуют в своей деятельности публичные цели;

- наделяются властными полномочиями.

Сложность характеристики этих субъектов связана с отсутствием легального определения в отечественном и иностранном праве. Вместе с тем десятилетняя практика применения Гражданского кодекса РФ подтвердила необходимость учета особенностей регулирования отношений с участием этих лиц <1>, и в первую очередь прав на имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям. Режим имущественных прав юридического лица определяется его организационно-правовой формой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6