Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имуще
Право собственности / Объекты права собственности / Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имуще
Страница 8

В первом случае регистрацию принято называть правоустанавливающей, а во втором - правоподтверждающей. Необходимо отметить, что при правоподтверждающей регистрации, до ее осуществления, данные Реестра не соответствуют действительности, т. е. являются недостоверными. Учитывая, что презумпция достоверности данных Единого государственного реестра прав является одним из основных принципов системы государственной регистрации <1>, необходимо указать, что законодатель должен стремиться к максимальному сокращению таких случаев.

<1> В свое время И.А. Покровский (Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 200) назвал два принципа построения систем государственной регистрации: принцип публичности и принцип достоверности. При этом под публичностью понимается необходимость внесения в Реестр прав (поземельную книгу) всех актов, имеющих вещно-правовое значение, которые приобретают с этого момента свою юридическую силу, а под достоверностью - презумпция достоверности любой записи в реестре до ее изменения. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что эти же принципы положены в основу действующей в России системы государственной регистрации прав и всех иных систем, где государственной регистрации придается правоустанавливающее значение, и ими же можно ограничиться.

Однако, по-видимому, решить этот вопрос принципиально не представляется возможным. В частности, для достоверного отражения данных о праве собственности при реорганизации юридических лиц необходимо совместить государственную регистрацию прав и государственную регистрацию юридических лиц в одном органе, для частичного решения этого вопроса при наследовании необходимо ввести государственную регистрацию нотариальных актов, связав с моментом государственной регистрации момент вступления в силу соответствующего нотариального акта, что касается государственной регистрации права при совместной собственности, то автору не известны внятные предложения по порядку решения этой проблемы.

С учетом вышеизложенного следует исходить из того, что данные Реестра прав, содержащие сведения о собственниках объектов недвижимости, могут быть недостоверны в связи с несовпадением момента государственной регистрации права и момента возникновения права собственности. Однако эта недостоверность имеет значение только для собственника недвижимого имущества, права которого не зарегистрированы в Реестре. Для третьих лиц данные Реестра достоверны. Эти третьи лица всегда могут потребовать от собственника недвижимости доказательств своего права посредством его государственной регистрации.

Собственник недвижимости, право которого возникло, но не отражено в Реестре прав, ограничен в возможности доказывания своего права, поскольку государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права <1>. Поэтому при совершении сделок с этим имуществом у него возникают трудности, вызванные несоответствием данных Реестра и фактически возникшего права собственности. Тем не менее он не лишен возможности распоряжения своим имуществом. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Закона обязательность государственной регистрации права собственности при совершении сделок с недвижимым имуществом установлена только для лиц, права которых возникли до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации прав. Поэтому возможна, например, не только повторная реорганизация юридического лица, так же как и повторное наследование без промежуточной регистрации права собственности, что представляется достаточно обоснованным, но и заключение иных гражданско-правовых сделок. Точно так же собственник несет бремя содержания, риск гибели, налоговые и иные публичные обязанности с момента возникновения права собственности.

<1> Пункт 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Определение момента возникновения права собственности на недвижимое имущество по общему правилу как момента государственной регистрации для гражданско-правовых целей само по себе не означает, что для иных целей этот момент не может быть определен по-другому. В частности, для налоговых целей в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ налоговые последствия для владельца объекта недвижимости как для собственника возникают с момента подачи документов на государственную регистрацию <1>. Соответственно, для целей налогообложения такие лица будут восприниматься как собственники соответствующих объектов недвижимости.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13