Уголовное право как источник власти
Уголовное право / Уголовное право как социальный инструмент / Уголовное право как источник власти
Страница 4

Разделение происходящих под влиянием уголовного закона изменений состояния власти, т.е. возникновения, изменения или прекращения властеотношений. В теоретическом плане их можно подразделить на две группы. Первая группа реализуется внутри властеотношений, связанных с наказанием и с иными мерами уголовно-правового характера. Вторая группа изменений осуществляется вне этой сферы и имеет процессуальный и организационный, формальный и неформальный характер. Несколько слов об этом.

Первая группа. Традиционно действие или властный ресурс уголовного права оцениваются путем анализа уголовно-правовых санкций, которые, в сущности, характеризуют карательные ожидания, их угрозу либо предупреждение о них. Увеличение санкций рассматривается как ужесточение уголовного закона, а их снижение - как смягчение его. Вторым критерием оценки является применимость уголовного закона, что обычно характеризуется как степень его неотвратимости и увязывается с проблемой латентности преступности.

Эти направления реализации уголовно-правовой власти или властного ресурса уголовного закона обычно измеряются: по кругу лиц, по интенсивности, которую суммарно можно выразить через среднее значение мер наказания и их общую величину (число лет лишения свободы; размер штрафа и пр.), по иным показателям.

Вторая группа. Она связана с реалиями обеспечения уголовной ответственности. Известно, что уголовно-правовая власть осуществляется не только судом, назначающим наказание. Фактически и юридически властеотношения на основе уголовного права возникают между, с одной стороны, органами внутренних дел, прокуратурой и другими структурами, правильно или нет именуемыми силовыми, а с другой - иными участниками правового оборота, которые могут как иметь, так и не иметь процессуального интереса. Об этом достаточно убедительно свидетельствует количество лиц, задержанных в соответствии со ст. 91 УПК РФ, лиц, в отношении которых избираются меры пресечения, и пр.

Поскольку такие властеотношения весьма многообразны, целесообразно в процессе анализа ситуации определить, выступает ли уголовное право в данном случае как источник власти. Основными критериями являются: а) критерий правового наделения властью, основанием которого является уголовный закон; б) критерий фактической связи с уголовным законом воздействия, осуществляемого легитимно или нелегитимно, легально или нелегально, на поведение общества и членов общества.

В структуре и содержании власти можно выделить несколько - кроме связанных с назначением наказания или иных уголовно-правовых мер - изменений властеотношений, возникающих на основе уголовного закона и не существующих без него. Вначале несколько слов о властеотношениях законных. Они таковы. Существование и возможное усиление угрозы уголовно-правового воздействия, что связано с раскрытием преступления и возможностью уголовно-правовой ошибки, т.е. с уголовно-правовым риском. Далее, привлечение к участию в проверке заявлений и иных материалов о преступлении, как обоснованное, так и нет. Затем - принятие мер процессуального принуждения, избрание, в частности, мер пресечения и пр., что также может быть обоснованным и необоснованным. Возможно и, к сожалению, распространено возникновение противоправных властеотношений. К ним относятся: фальсифицированное создание и заявление угрозы наказанием либо мерами различного уголовно-процессуального характера путем конструирования обвинения в нарушении уголовно-правового запрета; защита от законных мер уголовно-правового характера; вмешательство в предпринимательскую деятельность; наконец, самое опасное - коррупция.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Акты арбитражного суда первой инстанции
  ...

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  ...

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...