Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации
транспортаУголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации
транспортаСтраница 1
В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Их видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.
В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. ст. 270 и 271 УК (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе скорее посягает на порядок управления <1>.
<1> См., например: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 17.
Ряд авторов сомневаются по поводу обоснованности отнесения к рассматриваемой группе преступлений нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК), отмечая, что нарушение правил строительства трубопроводов не вписывается в общую характеристику транспортных преступлений <1>.
<1> См., например: Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2004. С. 401.
Непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта.
Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт.
Диспозиции всех норм о транспортных преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены, поэтому помимо УК следует обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1>, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <2>, Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. <3> и ряд других нормативных актов.
<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
<2> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
<3> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Составы остальных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по конструкции являются материальными, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием.
Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-х гг. XX в. на эту проблему обратил внимание П.С. Дагель, который при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи:
1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены;
2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда;
3) выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий;
4) реальное наступление последствий <1>.
<1> См.: Дагель П.С. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981. Вып. 34. С. 30.
Изучая особенности причинной связи в рассматриваемых преступлениях, специалисты в области уголовного права отмечали множественность причиняющих факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как один из них) <1>. Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т. п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением.
Смотрите также
Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...
Иск. Право на иск. Обеспечительные меры арбитражного суда
...
Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...