Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта
Страница 5

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Предмет преступления - транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

Состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным. В него входят: а) действия, выражающиеся в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования, а также в блокировании путей сообщения; б) последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба; в) причинная связь между деянием и последствием.

Разрушение представляет собой приведение в негодность перечисленных в ч. 1 ст. 267 УК предметов (транспортного средства, транспортного оборудования и т.п.), в результате которого их функционирование становится невозможным.

Под повреждением следует понимать ухудшение функциональных свойств перечисленных предметов, препятствующее их использованию по назначению, частичную потерю необходимых качеств, которая не исключает возможности их восстановления.

Приведение в негодность иным способом может заключаться, например, в затоплении путей сообщения, изъятии деталей транспортных средств, в отключении оборудования от источников электроснабжения и т.п.

Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание серьезных препятствий для движения транспорта. Блокирование не дает возможности пользоваться путями сообщения. Оно может заключаться в установке заграждений, препятствий или баррикад на транспортных коммуникациях, в перекрытии магистрали толпой народа, преграждении путей сообщения транспортными средствами, иными крупногабаритными предметами и т.п.

Под крупным ущербом следует понимать не только большой материальный ущерб, но и дезорганизацию работы транспорта, например существенное нарушение расписания поездов и длительный (многочасовой) перерыв в движении. Данный признак является оценочным, и решение о признании ущерба крупным принимает суд с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, несмотря на осознанность совершения действий, заключающихся в разрушении, повреждении, блокировании. Если последствия в виде причинения вреда личности охватывались умыслом виновного, то содеянное должно квалифицироваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет. Характерно, что это единственное неосторожное преступление, за которое в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК снижен возраст уголовной ответственности.

В части 2 ст. 267 УК предусмотрена более строгая ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от целого ряда преступлений: уничтожения или повреждения чужого имущества, террористического акта, вандализма, диверсии. Так, если последствия, предусмотренные в ст. 267 УК, не наступили, но были совершены действия, выразившиеся в порче имущества на общественном транспорте, возможной является уголовная ответственность за вандализм. В случае, когда нет последствий, указанных в ст. 267 УК, но причинен значительный ущерб, имеют место признаки умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 167 УК). Если разрушение или повреждение транспортных средств, транспортного оборудования и т. п. наступает в результате хищения деталей, приборов, обеспечивающих работу транспорта, то необходима квалификация по совокупности преступлений как хищения чужого имущества и приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК). Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасную работу различных видов транспорта.

Объективная сторона заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта, причинении тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием. Состав преступления является материальным.

Правила поведения, регламентирующие безопасность эксплуатации транспорта, установлены различными правовыми актами, регулирующими работу отдельных видов транспорта. Так, существуют правила поведения пассажиров в метрополитене, правила перевозки пассажиров, правила перевозки багажа. Для восполнения бланкетности диспозиции рассматриваемой нормы необходимо также обратиться к Правилам дорожного движения Российской Федерации 1993 г., в которых регламентированы обязанности пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, мопедов, гужевых повозок и погонщиков животных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...