Иные преступления в сфере функционирования транспорта
Страница 1

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность человека на водных путях.

В законе указана особая характеристика потерпевшего - это лицо, терпящее бедствие в море или на ином водном пути. Терпящим бедствие признается человек, находящийся на тонущем судне, в лодке во время шторма, в воде и т.п., жизни или здоровью которого угрожает серьезная опасность.

В объективную сторону в качестве обязательного признака входит место совершения преступления - море или иной водный путь.

Деяние выражается в неоказании помощи капитаном судна, т.е. в несовершении тех действий по спасению терпящих бедствие на водном пути, которые капитан должен был и мог совершить. Терпящие бедствие могут быть обнаружены визуально, либо о них становится известно при получении сигналов бедствия. Данное обстоятельство предопределяет возможность выделения двух вариантов бездействия: неоказание помощи капитаном судна, находящегося рядом с людьми, терпящими бедствие; неприбытие судна к месту бедствия для оказания помощи <1>. Обязанность капитана оказывать помощь таким людям вытекает из нормативных актов, действующих на морском и речном флоте. Она основывается и на положениях международного права. Так, согласно Брюссельской конвенции 1910 г. на капитана, если это не сопряжено с серьезной опасностью для его судна, экипажа, пассажиров, возложена обязанность оказывать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному на море и находящемуся в опасности <2>.

<1> См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Рарога. М., 2006. С. 486.

<2> См.: Бирюков П.Н. Международное право. М., 1998. С. 295, 296.

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с начала бездействия капитана, который должен был и мог оказать помощь терпящим бедствие.

Состав преступления отсутствует, если оказание помощи было связано с серьезным риском для судна и находящихся на нем людей. Необоснованной является ссылка на возможные материальные потери, которые не оправдывают бездействия капитана и не исключают его ответственности по ст. 270 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что может оказать помощь без серьезного риска для судна, его экипажа и пассажиров, но желает уклониться от этого.

Субъектом данного преступления является капитан (в том числе и лицо, исполняющее обязанности капитана) любого судна, не оказавший помощи терпящим бедствие. Если капитан (или член экипажа) не оказал помощи членам своего экипажа или пассажирам своего судна, то деяние должно квалифицироваться по ст. 125 УК, предусматривающей ответственность за оставление в опасности.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии, выражающемся в нарушении правил международных полетов. Согласно п. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ под международным понимается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве России выполняются в соответствии с законодательством РФ, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных ...

Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих проблем можно обозначить как далекую ...

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  ...