Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом
Право и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом
Страница 1

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в области использования сети Интернет, является самым дискуссионным и сложным. Для начала следует разграничить общественные отношения вообще и правовые отношения в частности, а также дать трактовку информационным отношениям и интернет-отношениям.

По нашему мнению, общественные отношения - это присущие именно человеческому обществу связи и зависимости, в которых осуществляется индивидуальная и коллективная деятельность. Категория "общественное отношение" всегда стояла в ряду таких понятий, как "связь", "взаимодействие", "движение", и нередко получала через них свое определение. Многие исследователи различают понятие связи и отношения вообще и общественного отношения и общественной связи в частности. Дело в том, что всякая связь предполагает отношение, но не всякое отношение есть только(!) связь. Вместе с тем в юридической литературе связь и отношение чаще всего отождествляются. Когда говорят, что связь есть отношение, то имеют в виду, что отношение основывается на связи, включает связь. Однако на уровне отношения появляется нечто дополнительное, позволяющее говорить именно об отношении, а не только о связи.

Общественные отношения как отношения между людьми по поводу тех или иных социальных благ состоят из нескольких элементов: субъектов, между которыми складываются определенные отношения (участников отношений); объектов, т.е. тех социальных благ, по поводу которых возникает общественное отношение; и содержания отношений, т.е. прав и обязанностей, которые определяют поведение конкретных людей, индивидов.

Отношения объективны. Эта объективность носит специфический характер, ибо отношения не могут непосредственно восприниматься органами чувств. Общественные отношения не существуют сами по себе, вне соотносящихся сторон. Взаимодействие, осуществляемое в рамках общественных отношений, всегда оказывается выраженным вовне - в действиях и поступках людей. Различные исследователи указывают на ряд наиболее типичных разновидностей социального взаимодействия, многочисленных связей субъектов. Например, можно выделить корпоративную деятельность; эпизодическое сотрудничество; косвенную взаимосвязь (через продукты труда); взаимное информирование и противодействие. В целом общественные отношения представляют собой форму организации человеческой деятельности - практику <1>.

<1> См. об этом подробнее: Рассолов И.М. Общественные отношения // Машкин Н.А., Рассолов И.М. Обществознание. М., 2001. С. 11 - 15.

По мнению А.Б. Венгерова, информационными отношениями ("диагональными") выступают социальные отношения, имеющие техническо-организационную сторону и социальное содержание, которые выделяются на определенном этапе развития общества (для целей автоматизации управления); это отношения, которые складываются в сфере управления народным хозяйством между работниками, их коллективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Они носят объективный характер, т. е. облекаются в объективную материальную форму <1>.

<1> См.: Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. Теоретические проблемы: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1975.

Информационное отношение (по сути "реальное", или "фактическое" <1>, отношение, входящее в предмет информационного права) можно также определить как волевое общественное отношение, в котором информация выступает благом, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов. Поэтому информационное отношение как объект правового регулирования появляется не сразу, а на определенном этапе развития общества и технических средств обработки информации <2>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6