Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом
Право и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом
Страница 14

Многие же отношения в сфере Интернета возникают на основе договоров, в которых фиксируются права и обязанности сторон, условия заключения договора, порядок его исполнения, оплата за услуги, ответственность сторон и др. Вместе с тем определенный круг отношений регулируется на основе установившихся традиций, обычаев, симпатий сторон.

В современных условиях отношения, регулируемые интернет-правом, могут быть классифицированы с учетом государственной принадлежности физических и юридических лиц. Основным критерием в данном случае служит принадлежность того или иного субъекта к определенному государству и то, что эта принадлежность закреплена в законодательных актах. По этому критерию можно выделить довольно широкий круг отношений: между отечественными и зарубежными юридическими лицами (провайдерами); между последними и отечественными пользователями Интернета; между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; между нашими гражданами и лицами без гражданства; между отечественными и зарубежными разработчиками сетей; между специалистами и др.

Отношения, регулируемые интернет-правом, можно дифференцировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, информационного воздействия. По этому критерию можно выделить две группы таких отношений:

1) внутренние или внутрисистемные, внутриорганизационные. Такие отношения осуществляются в самом киберпространстве (например, купля-продажа при помощи сети Интернет программного обеспечения, обновление с использованием сети программного продукта);

2) внешние - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, входящие в виртуальное пространство Интернета извне (например, на результаты действий субъектов, доменные адреса, сайты и др.). В принципе сюда входят и отношения, связанные с оказанием внешних информационных услуг. Скажем, в соответствии с проектом федерального закона о предоставлении электронных финансовых услуг <1> это банковские операции и сделки в Интернете; договоры страхования, сделки с ценными бумагами, договоры финансовой аренды (лизинга), доверительного управления денежными кредитами и др. (ст. 1, 2).

<1> Законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. 3 октября 2000 г. он был рассмотрен Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 2 апреля 2002 г. снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Проект закона о предоставлении электронных финансовых услуг несколько раз вносился на рассмотрение Государственной Думы, сначала депутатами А.Н. Шохиным и П.А. Медведевым, а затем депутатом В.Я. Комисаровым.

Изложенная точка зрения относительно общей характеристики интернет-отношений нуждается еще в определенных дополнениях.

Во-первых, в зафиксированных законодательными и иными актами отношениях, регулируемых интернет-правом, орган государства часто отсутствует и вместо него или от его имени действуют рядовые субъекты. В ряде других случаев этот орган есть и он решает многие проблемы международного сотрудничества, правового режима объектов в информационно-технической сфере (включая Интернет).

Так, в соответствии с Федеральным законом "О связи" в международной деятельности федеральный орган исполнительной власти в области связи выступает в качестве администрации связи в пределах полномочий, предусмотренных международным договором, представляет и защищает интересы Российской Федерации. Иностранные граждане и организации, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для физических и юридических лиц Российской Федерации, в той мере, в какой данный режим предоставляется государством соответствующим российским физическим и юридическим лицам (ст. 69 Закона "О связи").

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15