Особенности отдельных правонарушений в киберпространстве
Право и Интернет / Теоретические проблемы ответственности по интернет-праву / Особенности отдельных правонарушений в киберпространстве
Страница 13

Таким образом, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть привлечены только юридические или физические лица -индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями или рекламопроизводителями (в нашем случае - субъект интернет-отношений, т.е. продавец) и рекламораспространителями (в нашем случае - хост-провайдер), и только за действия, указанные в ст. 38 Закона о рекламе: за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации; в части оформления, производства, подготовки рекламы; в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками о возмещении убытков (включая упущенную выгоду), компенсации вреда, причиненного здоровью морального вреда, о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы он вправе сделать соответствующее предписание об устранении такой рекламы. Антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы, т.е. о размещении контррекламы за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

В соответствии со ст. 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы налагается административный штраф в следующем размере: на граждан - от 2000 до 2500 руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 500 тыс. руб.

Ранее действующее законодательство о рекламе предусматривало возможность наступления и уголовной ответственности по ст. 182 УК РФ. В настоящее время эта статья отменена <1>.

<1> 8 декабря 2003 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". В п. 106 указанного Закона установлено, что ст. 182 "Заведомо ложная реклама" УК РФ утратила юридическую силу (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848).

Говоря о заведомо ложной рекламе, надо отметить, что она рассматривалась как уголовно наказуемый пример недобросовестной конкуренции, когда умышленно завышается подлинное качество товара или оказываемых услуг, приписываются или значительно завышаются их реальные достоинства, свойства и основные характеристики либо принижается фактическое качество товаров и услуг, предлагаемых конкурентами. Уголовная ответственность наступала в случае, когда этими действиями причиняется значительный ущерб. Само понятие "значительный ущерб" относилось к оценочным категориям (ст. 158 УК РФ). Являлся ли ущерб значительным для потерпевшего в каждом отдельном случае, определял суд с учетом всех обстоятельств дела.

Следует особо обратить внимание на высокий уровень криминализации рекламного бизнеса, непрозрачность, а порой и отсутствие каких-либо правовых отношений между рекламодателями. Все это привлекает внимание преступников и способствует укоренению в этой сфере теневых правил общения участников рекламной деятельности. Исключение ст. 182 УК РФ лишь усилит и обострит данные негативные процессы. Поэтому отмена уголовной ответственности за описанные выше деяния, на наш взгляд, не своевременна.

Однако в ряде случаев объявления, соответствующие критериям рекламы, тем не менее не подпадают под действие Закона о рекламе и не могут квалифицироваться как реклама. Это относится к случаям, когда предлагаемая неограниченному кругу лиц информация о товаре не связана с осуществлением продавцом предпринимательской деятельности. Такое исключение предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 2 и п. 4 ст. 20 Закона о рекламе. Такого рода информация размещается на сайтах (например, baraholka.ru или molotok.ru), где каждый пользователь Интернета может разместить свое объявление о продаже автомобиля, гаража, мебели и т.п.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
  ...

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  ...

Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...