Особенности отдельных правонарушений в киберпространстве
Право и Интернет / Теоретические проблемы ответственности по интернет-праву / Особенности отдельных правонарушений в киберпространстве
Страница 14

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Систематическое получение прибыли от осуществляемой деятельности подразумевает, что такая деятельность не должна носить разового характера. Такой вывод подтверждается п. 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" <1>, где под рекламой понимается объявление рекламодателя, которое предназначено для неопределенного круга лиц и по своему смыслу и характеру не исчерпывается разовым предложением.

<1> Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.

На наш взгляд, объявление типа "Продаю люстру б/у" не подпадает под действие Закона о рекламе, а на такую информацию, как, например, "Стенки, спальни", действие указанного Закона распространяется. К таким сообщениям можно применять Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации). В соответствии со ст. 2 этого Закона информацией являются сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация, ставшая доступной пользователям, в том числе посредством информационных систем, в первую очередь должна отвечать критерию достоверности. Лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба в соответствии с п. 6, 7 ст. 8 Закона об информации.

Из вышеизложенного следует, что российское законодательство содержит ряд гарантий прав потенциального покупателя, который, воспользовавшись размещенной в

Интернете информацией продавца (субъекта), обнаружил ее несоответствие действительности.

Еще один способ - это размещение информации в виде конкретных сведений о товаре (его стоимости, комплектации, условиях доставки и оплаты) с предложением заполнить бланк заказа и оплатить товар.

Именно такой способ в настоящее время наиболее распространен. Если потенциальный покупатель, познакомившись с предложением продавца, заполнит бланк и оплатит товар, сделка будет заключена в рамках сети Интернет.

Так, "продажа товаров дистанционным способом" - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Такое определение этому понятию впервые дают Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

В данном случае информация будет рассматриваться как публичное предложение о заключении договора. Даже если такую информацию считать рекламой, то в соответствии со ст. 11 Закона о рекламе последствия признания рекламы приглашением делать оферты либо публичной офертой (публичное предложение о заключении договора в рекламе) определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 437 ГК РФ реклама рассматривается как приглашение делать оферты, если в ней не указано иное. Реклама, содержащая все существенные условия договора, в которой усматривается воля рекламодателя заключить договор на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. О рекламе как о публичной оферте говорится в ст. 494 ГК РФ, посвященной розничной купле-продаже. Предложение товара в его рекламе признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Аналогичное положение содержится в п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  ...