Общественная опасность преступления в меняющемся обществе
Уголовное право / Теория преступления / Общественная опасность преступления в меняющемся обществе
Страница 5

Таким образом, показатели общественной опасности могут выступать как законодательная конструкция. Но не существует закрытого перечня таких показателей. Их нужно дополнительно выявлять и анализировать применительно к нарушениям охраняемого блага. Лишь совокупность нормативных и не предусмотренных нормой показателей должна указывать и указывает правоприменителю как на характер, так и на степень общественной опасности.

Общими вопросами, относящимися к показателям общественной опасности, являются:

- критерии признания их таковыми и отбора;

- способы описания и место описания (закон, практика, доктрина);

- распределение по основным, привилегированным и квалифицированным составам;

- отражение в описании показателя степени интенсивности;

- интегральная значимость показателя в структуре общественной опасности, его пригодность к реализации функций общественной опасности.

На этой, возможно, абстрактной основе можно выделить ряд проблемных оценок показателей общественной опасности. Например, оценка охраняемого блага требует решения следующих вопросов:

- действительно ли нарушены те или иные права;

- в чем состояло это нарушение;

- каким образом они могут быть восстановлены или

- в чем состоят нарушения порядка экономической деятельности;

- каковы последствия этого нарушения;

- на каких сторонах экономической деятельности они сказались.

Такого рода вопросы должны ставиться и особенно тщательно исследоваться и на стороне обвинения, и на стороне защиты, особенно когда оценивается деяние в сфере экономической деятельности. Дело в том, что объект посягательства по этим и иным преступлениям очень неопределенно выражен, если вообще выражен в УК РФ, а комментаторы либо игнорируют его характеристику, либо описывают его иногда просто курьезно. Так, в одном из комментариев объект преступного посягательства (ст. 185 УК РФ "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг") описан как принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности. Очевидно, что законодатель вряд ли ставит перед собой задачу защищать чью-либо добропорядочность. И чтобы деяние было признано преступлением, его общественная опасность должна быть выявлена основательно и грамотно. Разумеется, в каждом случае такая задача требует особого анализа.

Общественная опасность как фактор легитимации уголовного правотворчества. Здесь делается попытка показать, что общественная опасность должна вначале устанавливаться как модель или часть модели будущего уголовно-правового запрета. Принимая его, законодатель обязан показать на будущее, что: а) уголовно-правовая норма будет запрещать действительно общественно опасные деяния; б) тяжесть ответственности будет соответствовать содержанию общественной опасности.

В этой связи также вначале выскажем, только применительно к УК РФ, несколько предварительных суждений. Они таковы:

- некоторые показатели общественной опасности, кажущиеся бесспорными, нуждаются в пересмотре; в частности, к таковым относятся повторность, судимость, рецидив, некоторые формы соучастия, величина ущерба и пр., поскольку, на наш взгляд, они не всегда действительно выражают общественную опасность деяния;

- должно быть дано понятие опасного деяния по ч. 2 ст. 2 УК РФ, которое по логике действующего закона отличается от деяния общественно опасного;

- общественная опасность должна быть описана во многих уголовно-правовых запретах более определенно, что требует разработки соответствующих законотворческих приемов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...

Подготовка дела к судебному разбирательству
  ...

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...