Общие положения о перевозкеГражданское право / Отдельные виды обязательств / Возмездное оказание услуг и перевозка / Общие положения о перевозкеСтраница 1
1. Определение. Перевозка (в широком значении) - это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемеи1,е-нию (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.
2. Сущность и значение. Виды договоров. Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам). Единая транспортная система Российской Федерации, включающая в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, представляет собой важнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенационального производства. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть России обусловливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительное влияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.
Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:
- Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383); далее - Воздушный кодекс;
- Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170); далее - Устав железнодорожного транспорта РФ;
- Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207); далее - КТМ;
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. № И. Ст. 1001); далее - КВВТ;
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ (СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555).
Транспортные отношения, всегда и непосредственно связанные с максимальным предпринимательским риском, сопровождаемые воздействиями источников повышенной опасности, не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель - перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица - грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель - грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи «накладывается» договор перевозки, усложняя, в том числе многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.
Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Многообразие видов перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры (см. схему № 7). Таким образом, достаточно детальная регламентация перевозок транспортным законодательством, с одной стороны, суживает свободу выбора сторонами условий доставки товара, а с другой - минимизирует риски проверенными и устоявшимися, точными правилами перевозки.
К транспортным договорам относятся:
- договоры об организации перевозок грузов;
- договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа;
- договоры буксировки.
Договоры перевозки, в свою очередь, различаются по виду транспортных средств:
- железнодорожная перевозка;
- автомобильная перевозка;
- воздушная перевозка;
- воздушный чартер;
- морская перевозка;
- перевозка по внутренним водным путям.
Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу {прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).
Характеризуя отдельные виды договоров в области перевозки, необходимо отметить следующее.
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз грузов и другие).
Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Таковыми, в частности, являются Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (утв. Министерством путей сообщения РФ 14 мая 1993 г.). Эти и ряд подобных правил детально регламентируют порядок заключения договоров между транспортными организациями, а также содержат примерные формы таких договоров.
Смотрите также
Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
...
Судебное разбирательство в суде первой инстанции
...
Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...