Источники финансового права
Финансовое право / Источники финансового права
Страница 2

Порядок их опубликования и вступления в силу предусмотрен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии со ст. 105 Конституции федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Нужно также иметь в виду, что финансовые законы в обязательном порядке должны быть рассмотрены в Совете Федерации. Это вытекает из положений ст. 106 Конституции, предусматривающей, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного

- регулирования, денежной эмиссии.

Особое место среди федеральных законов занимают кодексы.

В настоящее время приняты БК и НК. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

В последнее время принималось большое количество федеральных законов, регулирующих финансовые отношения. Они посвящены различным финансово-правовым институтам и будут подробно рассмотрены в других темах настоящего пособия. Из федеральных законов, регулирующих общие положения финансовой системы, следует отметить

Федеральный закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».

Данный закон служит примером регулирования бюджетных и налоговых отношений, возникающих в процессе реализации законодательства о федеральном бюджете погашения государственного долга.

Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на перемены в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. В качестве примера могут быть приведены следующие Указы Президента РФ: от 03.06.1993 № 842 «О некоторых мерах по сдерживанию инфляции»; от 21.07.1995 № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации»; от 14.05.1998 № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации».

Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства РФ, например от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», от 12.05.1998 № 438 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины», от 17.06.1998 № 600 «Об утверждении Программы экономии государственных расходов».

Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают подзаконные акты: приказы и инструкции Минфина России, ФНС России, ГТК России, письма и телеграммы ЦБ РФ.

Нормативными актами являются и

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  ...

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  ...

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...