Конституционные основы современного права собственностиПраво собственности / Общие вопросы права собственности / Конституционные основы современного права собственностиСтраница 1
1. Собственность как общественные отношения нуждается в государственной защите. Такова, пожалуй, первая, исходная, идея, относящаяся к собственности, в Конституции РФ. В ч. 2 ст. 8 эта идея выражена в форме одного из принципов, образующих основы конституционного строя: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Высокий правовой вес этих принципов не требует особых комментариев в силу очевидности. Они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если все же возникнет проблема их пересмотра, то тогда неизбежно возникнет необходимость в созыве Конституционного Собрания. То есть данные конституционные принципы обладают качеством особой неизменности. Никакие другие положения российской Конституции не могут им противоречить (ст. 16 Конституции РФ).
Столь высокий юридический вес указанного конституционного принципа объясняется тем, что это единственный и самый важный способ защиты выбранной конституционным законодателем экономической системы, основанной на использовании частной собственности.
Предоставление конституционно-правовой защиты частной собственности - это одновременно и исторический выбор типа экономической системы.
Неизменность этого принципа означает, что он как часть текста Конституции метафизичен.
Однако когда этот принцип пропускается сквозь фильтр представлений о нем, то возможно появление широкого спектра разных мнений. Представления о конституционных принципах могут изменяться, они диалектичны.
Представления о конституционных принципах, отражая потребности сложного современного общества, учитывают итоги политико-конституционной конкуренции.
Таким образом, можно говорить о конкретно-исторических представлениях, или о конкретно-историческом наполнении Конституции, при всей метафизичности ее текста.
Изменение представлений о конституционных принципах можно сравнить с тектоническими движениями земной коры, порождающими землетрясения.
Изменение представлений об указанном конституционном принципе приводит в динамичное состояние правовое регулирование отношений собственности. Но не происходит ли при этом некая энтропия, влекущая спонтанное развитие текущего законодательства?
Достаточно вспомнить недавнюю историю с противоречивыми изменениями нормы п. 2 ст. 292 ГК РФ. Решая проблемы, связанные с развитием ипотечного кредитования, законодатель путем принятия Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" существенно изменил характер собственности. Путем усиления права собственности собственника квартиры практически были упразднены права пользования членов семьи прежнего собственника. Таким образом, члены семьи прежнего собственника жилого помещения законодателем были лишены гарантируемого Конституцией РФ права на жилище. Усилив "эгоизм", присущий праву собственности, законодатель нарушил хрупкий баланс между правом собственности и правом пользования. Правоприменительная система в порядке обратной связи тут же начала подавать сигналы о складывающейся ситуации. И тогда Государственная Дума приняла обратные поправки в Жилищный и Гражданский кодексы РФ, касающиеся восстановления жилищных прав бывших членов семьи.
Что это - энтропия, влекущая спонтанное развитие законодательства, или оправданное экспериментирование?
Безусловно, определенная изменчивость в институте права собственности неизбежна, но она должна носить не спонтанный или конъюнктурный характер, а опираться на объективные правовые принципы правового регулирования отношений собственности, содержащиеся в Конституции РФ и в Гражданском кодексе РФ.
2. Динамика правового регулирования отношений публичной собственности в последние пять лет во многом оказалась обусловленной новыми представлениями о конституционных принципах, и прежде всего о конституционном принципе о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Новое прочтение законодателем данного принципа означает, что государственная собственность стала рассматриваться как единство федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Она рассматривается законодателем как единый имущественный комплекс федеративного государства в целом, как материальная основа Российского государства, что должно, по замыслу авторов новой интерпретации, отвечать государственной целостности Российской Федерации и подкреплять единство системы государственной власти. С нашей точки зрения, авторство по отношению к этой интерпретации конституционного принципа принадлежит разработчикам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, БК) и законодательства о разграничении полномочий. По их мнению, конституционный принцип, закрепленный в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, должен предопределять и специфику правового регулирования публичной собственности, а также определять пределы прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как публичных собственников. В частности, защита собственности субъектов Российской Федерации не может быть рассмотрена вне учета требований Конституции РФ и федерального законодательства, в которых выражена и закреплена в виде общих предписаний общая воля государства в целом в отношении функционирования и защиты государственной собственности.
Смотрите также
Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде
...
Уголовное право и экономика
В данном разделе лишь ставятся в общем виде разнообразные и крайне острые проблемы
связи уголовного права с экономикой, взятой как деятельность и как система идей.
В обыденном сознании и даже во мн ...
Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные
проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся
в литературе теория прес ...