Бизнес и правоохранительные органы: правовое опосредование взаимодействия
Уголовное право / Уголовное право и экономика / Бизнес и правоохранительные органы: правовое опосредование взаимодействия
Страница 1

Исходные положения. Соображения, излагаемые ниже, имеют своей целью:

- выделить взаимодействие бизнеса, т.е. предпринимательской деятельности, и публичной власти в качестве самостоятельного объекта социально-правового исследования и рассмотреть его структуру;

- уяснить возникающие здесь проблемы реализации уголовно-правовых норм;

- на этой основе попытаться найти пути повышения эффективности права в целях обеспечения баланса законных интересов бизнеса, власти и общества в целом.

Здесь будут рассмотрены лишь отдельные стороны поставленной проблемы. Однако в рамках данной проблематики должны особо исследоваться:

- интересы и поведение участников взаимодействия, получающие институциональную, статусно-правовую, организационно-управленческую и иную оценку;

- правореализационные действия (бездействие), образующие правовую политику и правовую практику, управляемую и стихийную;

- результаты взаимодействия в виде уровня репрессии, трансакционных издержек, состояния страха и другие проблемы.

Под взаимодействием бизнеса и правоохранительных органов в данном случае особо, без выхода в сферу социальной теории, понимаются реально осуществляемые, вынужденные и добровольные, официальные и неофициальные, легальные и теневые связи и контакты правоохранительных структур и предпринимателей, действующих как индивидуально, так и в различных организационно-правовых формах.

Использование такого понятия, как взаимодействие, применительно к отношениям бизнеса, т.е. в данном случае предпринимателей страны, и правоохранительных органов, т.е. субъектов осуществления правоохранительных действий и принятия правоохранительных решений, для юристов не вполне привычно. Отношения бизнеса и публичной власти обычно рассматриваются в таких сочетаниях понятий, как "экономика и политика", "государство и общество", "власть и источник власти". При этом право юристы понимают преимущественно как инструмент регулирования или управления пассивно реагирующей прогнозируемой средой, который находится вверху, хотя формально признается, что оно служит народу как источнику власти <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее следовало бы сослаться на многие работы юристов и экономистов и зафиксировать разделение во взглядах. По техническим соображениям от этого пришлось отказаться.

Здесь принимается, что взаимодействие правоохранительной (юрисдикционной) власти и бизнеса - это постоянный процесс, т.е. социальная реальность:

- имеющая свои закономерности и не сводящаяся к правовым отношениям и формам;

- поддающаяся правовому регулированию, влекущему позитивные и негативные последствия, что, в свою очередь, проявляется по многим параметрам;

- направленная в идеале на достижение общего блага, т.е. сбалансированных интересов общества и участников взаимодействия.

Взаимодействие бизнеса и власти может исследоваться с разных позиций. Юристов, в частности, интересуют три проблемы. Первая - структура и характер взаимодействия, его последствия, достаточность и эффективность правовой базы, сложившаяся практика применения материальных правовых норм, соблюдение статусных ограничений, правовых процедур и пр. применительно только к общим сторонам взаимодействия. Вторая - характер совершаемых здесь правонарушений. Третья - содержание (и распространенность) различных интересов и пр. Выявление, измерение и анализ состояния этих параметров взаимодействия, по-видимому, позволят как дать определенную оценку состояния правопорядка в данной сфере, так и сделать выводы экономического характера.

В целом проблематика такого рода могла бы образовать в структуре различных правовых наук направления, которые можно было бы обозначить как "реализация отрасли правовых норм в процессе взаимодействия бизнеса и правоохраны". Впрочем, структурирование предмета правовой науки в данном сегменте требует особого обсуждения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо ...

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  ...