Органы бюджетного контроля
Бюджетное право / Бюджетный контроль / Органы бюджетного контроля
Страница 1

Бюджетный контроль проводят органы государственной власти, наделенные контрольными полномочиями. Следует отметить, что ст. 157 БК РФ посвящена бюджетным полномочиям органов государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса <1>. В статьях 265 - 273 гл. 26 БК РФ законодатель конкретизирует формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований. В данной главе также уделено внимание финансовому контролю, осуществляемому Федеральным казначейством, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, контрольными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Указанная глава Бюджетного кодекса РФ дополнена новой статьей, посвященной внутреннему финансовому аудиту.

<1> Также см. главу 8.

Бюджетный кодекс РФ выделяет контрольную деятельность:

1) Президента Российской Федерации. Органом, обладающим контрольными полномочиями в бюджетной сфере (среди прочих), в структуре Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Основные задачи Управления таковы:

а) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

б) контроль над реализацией общенациональных проектов;

в) контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и руководителя Администрации Президента России;

г) контроль над реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, бюджетных посланий и иных программных документов Президента Российской Федерации;

д) информирование Президента Российской Федерации и руководителя Администрации Президента России о результатах проверок и подготовка на их основе предложений о предупреждении и об устранении выявленных нарушений <1>.

<1> Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 729 "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской федерации" (ред. от 21 октября 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2395.

К контрольным полномочиям в сфере бюджетной деятельности, согласно ст. 209 БК РФ, относится принятие секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета, которое осуществляется по представлению Президента Российской Федерации;

2) законодательных (представительных) органов, которые в процессе осуществления бюджетного контроля имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении бюджетов;

в) утверждение (или отказ в утверждении) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

д) оценка деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Анализ действующего законодательства и специальной литературы позволяет сделать вывод, что парламентский финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность Федерального Собрания, его двух палат, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и образованных ими органов, а также отдельных депутатов и формируемых органов в структуре представительной власти субъектов РФ по реализации постоянного контроля над законностью и целесообразностью действий в области аккумулирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов в сфере управления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля могут быть созданы законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти (местной администрацией).

Особую роль в проведении бюджетного контроля играет Счетная палата Российской Федерации, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Правовое положение Счетной палаты определено Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 29 марта 2008 г.) <1>.

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167; 2008. N 13. Ст. 1185.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  ...

Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих проблем можно обозначить как далекую ...

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо ...