Финансовая система Российской Федерации
Финансовое право / Финансовая система Российской Федерации
Страница 2

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет налоговых доходов (в том числе единого социального налога), неналоговых доходов (в том числе штрафов и санкций), добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда готовится органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Наиболее значимым и крупным государственным внебюджетным фондом является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Федеральными законами: от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2122-1 «Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)», утвердившим Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) выступает в роли страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд РФ — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд

РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд РФ формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ следующие:

- целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

- участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

- расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда РФ относятся:

- единый социальный налог;

- страховые взносы;

- средства федерального бюджета;

- суммы пеней и иных финансовых санкций;

- доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольные взносы;

- иные источники, не запрещенные законодательством.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом РФ находится в компетенции Правления и исполнительной дирекции, которая с участием Минфина России разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В сфере страховых отношений приняты следующие виды страхования: 1) личное страхование; 2) имущественное страхование; 3) страхование ответственности; 4) страхование предпринимательских рисков; 5) перестрахование.

Согласно Закону РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых стали соответствующие Положения, принятые постановлениями Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1, а также Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857.

Страницы: 1 2 3 4