Понятие и сущность бюджетных правоотношений
Бюджетное право / Бюджетные правоотношения / Понятие и сущность бюджетных правоотношений
Страница 1

Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.

Бюджетный кодекс РФ не дает определения бюджетных правоотношений; в ст. 1 законодатель лишь указывает, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проведения государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля над их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В юридической литературе можно встретить различные взгляды на включение в состав бюджетных правоотношений отношения по формированию бюджетов. Некоторые авторы считают, что к бюджетным правоотношениям нельзя относить отношения по формированию бюджетов, поскольку последние являются налоговыми (в части поступления налоговых доходов) и гражданскими, административными (в части поступления неналоговых доходов) отношениями <1>. Следует указать, что непосредственное поступление указанных доходов в бюджеты бюджетной системы РФ предполагает их формирование, т.е. придание определенной формы денежным ресурсам, а именно формы бюджетов. Следовательно, к бюджетным правоотношениям относятся отношения по формированию бюджетов.

<1> См., напр.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М., 2005. С.

Глава 24.1 БК РФ регулирует отношения, возникающие в процессе исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства государственной казны. Данные отношения также относятся к бюджетным правоотношениям, функционирующим в процессе расходования бюджетных средств бюджетов.

Поскольку Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства, следовательно, к бюджетным правоотношениям следует относить и отношения, предусматривающие ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджетное правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений и обладает как общими признаками, присущими правоотношениям вообще, так и особенными признаками. Общими признаками бюджетных правоотношений следует считать те, что, во-первых, возникают на основе норм бюджетного права; во-вторых, имеют волевой характер; в-третьих, охраняются государством; в-четвертых, характеризуются индивидуализированностью субъектов, определенностью их поведения; наконец, субъекты правоотношения связаны между собой взаимными субъективными правами и обязанностями.

Характерные особенности бюджетных правоотношений заключаются в следующем.

1. Бюджетные правоотношения - вид финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения возникают в сфере образования (формирования), распределения (перераспределения) и использования денежных фондов, финансовых средств государства и муниципальных образований. Бюджетные правоотношения возникают по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля над их исполнением и т.д. Иными словами, бюджетные правоотношения возникают в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

2. Обязательным субъектом бюджетных правоотношений всегда является государство в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления.

3. Бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе функционирования бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. При этом трехуровневая бюджетная система определяет особенности бюджетных правоотношений, возникающих в процессе функционирования федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Надзорное производство
  ...

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  ...