Понятие, виды и значение государственных и муниципальных денежных фондов
Бюджетное право / Правовой режим государственных и муниципальных денежных фондов / Понятие, виды и значение государственных и муниципальных денежных фондов
Страница 1

Становление и развитие фондов как самостоятельного института финансовой системы государства были исторически предопределены. В XVI в. возникновение фондов было обусловлено потребностями в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне для обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. На современном этапе, с усложнением финансовой деятельности государства, ряд фондов начал создаваться в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета и сбережения части доходов от невозобновляемых ресурсов, чтобы использовать эти средства после того, как полезные ископаемые будут преимущественно исчерпаны. Однако смысл понятийного содержания данных фондов как совокупности денежных средств, направленных на достижение определенных социально-экономических целей и решение задач государства, не изменился и в настоящее время.

В Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует система денежных фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Традиционной формой организации финансовых ресурсов в масштабе страны является бюджет. Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент может вызвать необходимость в их перераспределении. Бюджет позволяет мобильно перераспределять финансовые ресурсы благодаря "незакрепленности" источников дохода бюджета за конкретными статьями расходов (ст. 35 БК РФ). Однако это преимущество бюджета в отдельных случаях превращается в его недостаток, так как расходы на некоторые программы оказываются, как правило, урезанными. Поэтому значение денежных фондов возрастает в условиях нестабильности экономических отношений, низкой собираемости бюджетных доходов, возрастания социальных расходов государства.

Создание денежных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, проводить различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.д.

В финансовом праве под фондом понимается не только особая форма образования, распределения и использования денежных средств для обеспечения финансирования мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств, но и собственно организация (орган), например Пенсионный фонд РФ.

Все множество денежных фондов, создаваемых органами власти, позволяет классифицировать их по различным основаниям.

В литературе предлагаются следующие виды классификаций денежных фондов:

по отношению к бюджетной системе;

по юридической природе;

по форме собственности;

по территориальному уровню;

по направлению расходования;

по целевому назначению расходования денежных средств;

по сроку действия;

по сфере финансирования;

по источникам формирования;

по форме расходования денежных средств;

от органов, их создающих.

По отношению к бюджетной системе выделяют бюджетные (образуемые в составе бюджета и исполняемые в рамках общего бюджетного процесса) и внебюджетные фонды (денежные средства, обособленные от бюджета и имеющие специфику в процедурах формирования, исполнения, представления отчетности и финансового контроля).

По юридической природе денежные фонды можно подразделить на фонды: формируемые на основании федеральных законов;

создаваемые на основании законов субъектов РФ, в частности законов о бюджетах субъектов РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, принятых органами власти субъектов РФ;

создаваемые в силу указов Президента РФ; образованные постановлениями Правительства РФ.

По форме собственности фонды подразделяются на негосударственные и муниципальные;

По территориальному уровню денежные фонды подразделяются на:

федеральные;

региональные (субъектов РФ); местные (муниципальные).

По направлениям расходования денежных средств фонды бывают отраслевые и межотраслевые.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся в литературе теория прес ...

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо ...

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...