Преступления, посягающие на основы политической системы Российской Федерации
Страница 1

Применительно к рассматриваемой группе преступлений основы политической системы понимаются как легитимность государственной власти, т.е. конституционная основа ее функционирования, а также беспрепятственное осуществление своих политических функций государственными и общественными деятелями. К этой группе преступлений относятся деяния, предусмотренные ст. ст. 277 - 279 УК.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК). Непосредственными объектами этого преступления являются не только основы политической системы Российской Федерации, но и жизнь государственного или общественного деятеля (дополнительный объект).

Потерпевшим при совершении рассматриваемого преступления может быть только государственный или общественный деятель. К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а также прокуратуры как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, члены Правительства РФ, руководители федеральных ведомств и служб, лица, занимающие аналогичные должности в органах власти субъектов РФ, прокуроры, федеральные судьи и т.д.). Под общественными деятелями понимаются руководители и активные функционеры политических партий, общественных движений, фондов, профессиональных и иных союзов на федеральном или региональном уровнях.

Объективная сторона преступления характеризуется в законе как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Это понятие применительно к посягательству на жизнь работника милиции или народного дружинника (ст. 191.2 УК 1960 г.) было разъяснено Пленумом Верховного Суда СССР в Постановлении от 22 сентября 1989 г.: "Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство ." <1>. Такое же толкование понятию посягательства на жизнь дал Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 24 сентября 1991 г. (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.).

<

1> См.: Судебная практика по уголовным делам. М., 2005. С. 101.

Состав этого преступления является формальным; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля признается оконченным с момента совершения общественно опасных действий, направленных на лишение потерпевшего жизни, причем фактическое причинение ему смерти охватывается составом рассматриваемого преступления и не меняет юридической сущности деяния.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что посягает на жизнь не частного лица, а именно государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или общественной деятельностью, предвидит неизбежность или возможность наступления смерти потерпевшего и желает ее наступления. При этом виновный либо преследует специальную цель (прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего), либо руководствуется специальным мотивом (отомстить потерпевшему за указанную деятельность).

Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего означает стремление физически устранить политического противника либо реального конкурента в борьбе за высшие посты в органах государственной власти, в иных государственных органах и учреждениях, а также в руководящих органах политических партий, общественных движений и объединений.

Мотив мести за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего состоит в стремлении выразить недовольство этой деятельностью путем физического уничтожения государственного или общественного деятеля. В частности, месть за указанную деятельность может проявиться в стремлении отомстить за проигрыш виновного (или поддерживаемых им сил) в политической борьбе, за разоблачения, сделанные потерпевшим в ходе политической борьбы или во исполнение служебного или общественного долга, и т.д.

Именно такие цели и мотивы придают рассматриваемому преступлению целенаправленный характер, что исключает возможность его совершения с косвенным умыслом. Если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по иным мотивам, нежели указанные в диспозиции ст. 277 УК, деяние квалифицируется по ст. 105 УК.

Субъект данного преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если это деяние совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК). Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы Российской Федерации в части легитимности, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти и ее органов. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона преступления может выражаться в действиях, направленных на: насильственный захват власти; насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...