Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Уголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления / Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Страница 2

<1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

<2> См.: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

<3> См., например, ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", которая предусматривает взаимосвязь этих видов службы, единую систему ограничений и обязанностей, налагаемых на соответствующих служащих.

Непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата <1>. В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 285, 285.1, 285.2 и 292 УК, это общественные отношения по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы; в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 286, 288, 293 УК, - по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность компетентно и строго на основе закона; в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 289 - 291 УК, - общественные отношения, обеспечивающие реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности публичных служащих и должностных лиц; наконец, в преступлении, предусмотренном ст. 287 УК, нарушаются общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделения властей.

<1> Вопрос о непосредственном объекте должностных преступлений вызывает в теории уголовного права дискуссии. Подробно об этом см.: Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 11 - 13; Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1972. С. 71 -81; Сахаров А.Б. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву. М., 1956. С. 35 - 38; Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления. Киев, 1978. С. 34, 35; Утевский Б.С. Общее учение о должностных преступлениях. М., 1948. С. 300; и др.

Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1, 285.2, 290 - 292 УК, в качестве обязательного признака имеют предмет - бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, взятка, официальный документ. Предмет преступления -информация (документы, материалы) - может быть обязательным признаком отдельных разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК).

С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие - как действиями, так и бездействием. Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК). Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.

Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно:

1) связано со служебной или иной имеющей публичное значение деятельностью лица и в этом смысле совершается альтернативно: а) с использованием служебных полномочий, либо б) благодаря занимаемому служебному положению, либо в) как неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по службе;

2) совершается вопреки интересам службы.

Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанного в законе деяния обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом занимаемой им должности. Иными словами, совершая преступление, виновный использует фактически имеющиеся у него - в силу занимаемого служебного положения -возможности. Таким образом, действие как признак объективной стороны должностного преступления может формально входить в компетенцию виновного или вытекать из нее, быть с ней связанным. Если же речь идет о бездействии, то обязанность действовать определенным образом (не выполненная виновным) непосредственно предусмотрена в том или ином акте, содержащем функциональные обязанности виновного (закон, приказ, положение). В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 Постановления от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" указал, что по этим делам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие <1>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных ...

Принципы арбитражного процессуального права
  ...

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...