Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов
Бюджетное право / Правовой режим государственных и муниципальных денежных фондов / Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов
Страница 2

<1> См.: Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.

Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования - государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам <1>.

<1> См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Российская газета. 1999. N 139.

Изложенное позволяет не только установить задачи, ради которых созданы государственные внебюджетные фонды, но и определить основные направления расходования денежных средств. Так, государственные внебюджетные фонды должны:

служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;

являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;

функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Для выполнения поставленных задач фонды наделены властными полномочиями, позволяющими им управлять финансовыми средствами обязательного социального страхования, к которым относятся полномочия по контролю над соблюдением законодательно установленного порядка уплаты обязательных страховых взносов, распределение и перечисление аккумулированных финансовых ресурсов получателям в соответствии с целевым назначением, накопление финансовых резервов для обеспечения финансовой устойчивости и др.

Перечень целей , определяющих основные направления расходования средств государственными внебюджетными фондами, выглядит следующим образом:

социальное обеспечение по возрасту;

социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное обеспечение в случае безработицы;

охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда.

Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Совокупность государственных внебюджетных фондов можно разделить на две группы -государственные внебюджетные фонды социального назначения и прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).

К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

а) Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

б) Фонд социального страхования Российской Федерации;

в) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд Российской Федерации, который образован Положением о Пенсионном фонде РФ (далее - Положение), утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Согласно п. 1 Положения, Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Кроме того, правовой статус данного Фонда определяется положениями ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по которому Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...

Познание уголовного права. Уголовно-правовая наука
Во втором разделе в центре внимания находятся процесс и основные направления понимания уголовного права и преобразования результатов его понимания в профессиональную деятельность юриста. В соврем ...

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...