Обратная сила уголовного закона: правовые позиции Конституционного Суда РФ
Уголовное право / Уголовный закон / Обратная сила уголовного закона: правовые позиции Конституционного Суда РФ
Страница 5

При приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом, четко указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ, независимо от того, в какой процессуальной стадии решается данный вопрос, подлежат применению все установленные УК РФ в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, на основании которых вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора, включая правила назначения ниже низшего предела, при наличии смягчающих обстоятельств, при рецидиве преступлений.

Конституционный Суд считает, что тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции РФ, ст. 6 УК РФ) и равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ, ст. 4 УК РФ).

Конституционный Суд, и это заслуживает особого рассмотрения, также указал, что государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения ранее принятых судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, имеющим обратную силу, независимо от просьбы со стороны заинтересованных лиц.

Эти положения требуют специального анализа с уголовно-процессуальных позиций, но суть их совершенно ясна. В Постановлении сказано, что "законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность и, следовательно, являющийся актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших, не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязательности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания ему обратной силы, а правоприменительные органы, в том числе суды, управомоченные на принятие во исполнение этого закона юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от уголовной ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса данных лиц, не вправе уклоняться от его применения".

Выводы. В российской правовой литературе нередко встречается критика той или иной правовой позиции Конституционного Суда РФ, правда, не всегда обоснованная и корректная. Данное Постановление также будет объектом анализа и уяснения в процессе коллективного обсуждения. Однако определенные выводы оно позволяет сделать уже сейчас. Они таковы.

Прежде всего в данном Постановлении юридически и технологически реализованы конституционные начала УК РФ, иногда кажущиеся декларативными, показана возможность конструктивного осуществления этих начал, выявлен конституционно-правовой, а не только уголовно-правовой смысл ст. 10 УК РФ.

Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Критериями его конституционности является именно содержание Конституции РФ, а не опыт иных правовых систем либо соображения ведомственной целесообразности, хотя и то и другое может служить аргументом, разумеется, если этот аргумент не противоречит Конституции РФ. В этом смысле обоснована необходимость обязательного включения аргументации, восходящей к конституционным предписаниям в процесс уголовно-правового дискурса.

Далее, Постановление Суда снимает споры о возможности законодателя полностью или частично отречься от обратной силы уголовного закона в ее нынешнем понимании. Уголовное законодательство России в этой части является действительно рациональным, разумным и справедливым. Законодатель и правоприменитель должны использовать в различных любых ситуациях все средства нового уголовного закона для улучшения положения лица, совершившего преступления. Такой подход обеспечивает как принцип справедливости, так и начало "связи времен", историческую идентичность правовой государственности России.

Наконец, Постановление выявляет наглядно и обосновывает конституционно приоритет нового, т.е. измененного, уголовного закона и указывает на то крайне важное обстоятельство, что изменение одного предписания УК РФ, как правило, влечет иное контекстное понимание ряда других его предписаний. Это важное в теоретическом и методическом плане утверждение полностью соответствует ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ст. 10 УК РФ, снимая многие споры относительно соотношения старого и нового уголовных законов. Тем самым устраняются ограничения при смягчении наказания. Суд применяет новый закон и решает вопрос о наказании на его основе.

Тогда становится более ясным и вопрос о том, улучшает ли новый закон положение лица. Улучшение положения лица имеет место во всех тех случаях, когда суд получает дополнительно правомочи

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...

Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих проблем можно обозначить как далекую ...