Правовая культура субъектов интернет-отношений
Страница 3

- праворегулирующая (субъекты интернет-отношений, работая в Сети и используя нормы права, делают все возможное, чтобы их деятельность была четкой, слаженной и упорядоченной);

- ценностно-правовая (при ее реализации субъектами нормы права, правовое поведение партнеров, отношение к ним с позиций норм и др. выступают объектами оценки);

- правосоциализаторская (изучается через призму формирования правовых качеств субъектов интернет-отношений в процессе правовоспитательной работы с ними, корректировки социально-правового поведения в виртуальном пространстве);

- коммуникативная (исследуется через коммуникации, связи, общение, контакты субъектов интернет-отношений друг с другом в виртуальном пространстве);

- прогностическая (охватывает все юридические шаги субъектов в Интернете, которые поддаются планированию, прогнозу и коррекции на базе последнего).

В связи с изложенным важно также подчеркнуть, что содержание правовой культуры субъектов интернет-отношений характеризуются еще и следующими моментами.

1. Существенной частью правовой культуры субъектов, как мы уже отмечали ранее, является правосознание. Оно охватывает преобладающие в Интернете типичные представления о разных правовых явлениях: нормах, принципах, системе права, правоотношениях и т.д. Такие представления пока, к сожалению, не носят систематизированный характер, часто основываются не на знаниях, а на ощущениях. Источниками их формирования является чаще всего непроверенная информация. Вот почему эти представления нельзя отождествлять с объективными знаниями.

2. Правовая культура характеризуется не только представлениями. В нее входят также ценности и ценностные ориентации субъектов интернет-отношений. Важную роль в ее характеристике играют правовые установки субъектов, которые помогают переводу представлений и ценностей в реальную жизнь или практику субъектов в Интернете. Это, например, установка на получение в ходе заключения договора купли-продажи в Интернете достоверной правовой информации, или, напротив, полностью негативная установка по поводу целесообразности ее получения, или установка на активное или пассивное участие через Интернет в предпринимательской деятельности (оказание банковских услуг).

3. Структура правовой культуры включает, на наш взгляд, важный элемент -поведение субъектов интернет-отношений. В реальном Интернете правовая культура предстает в виде образцов знаний норм права, их оценок, стереотипов правомерного поведения. Однако, как показало исследование, в последнее время она чаще всего проявляется в виде правового нигилизма, неправомерного и "бескультурного" поведения. В связи с этим показательны результаты проведенного нами в Москве в 2002 г. исследования относительно правовой культуры пользователей Интернета среди 700 студентов экономических факультетов государственных и коммерческих вузов. Почти 70,2% опрошенных имеют самое общее, отрывочное представление о гражданском, финансовом, административном и информационном праве и не желают исполнять нормы права в Интернете, а 16% полагают, что в этой сфере легко можно обойтись и без законов, поскольку они пользуются в виртуальном пространстве своими знаниями и чувствами. Около 10% не имеют никакого представления об Интернете, о возможностях правового регулирования виртуального пространства и в разное время совершали те или иные правонарушения. Примерно 27,2% студентов предлагают разработать и принять специальные законы, направленные на поддержание высоких культурно-правовых стандартов в Интернете.

Эти и другие обстоятельства заставляют серьезно задуматься о повышении правосознания и правовой культуры субъектов интернет-отношений. На наш взгляд, целесообразно разработать специальную программу, в которой необходимо предусмотреть меры по улучшению обучения субъектов интернет-отношений, повышению уровня их правовой образованности и культуры. Наряду с этим желательно подготовить национальный кодекс по поддержанию необходимых культурно-правовых стандартов в Интернете.

Говоря о таком кодексе, необходимо отметить, что он, по нашему мнению, должен состоять из четырех разделов <1>.

<1> Надо заметить, что почти аналогичный национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций, принятый в нашей стране, состоит из шести разделов. См. об этом: Рассолов М.М. Информационное право. С. 296 - 298.

В первом разделе должно быть отражено, что принимаемая редакция национального кодекса следует прочно установившейся в Российской Федерации политике по поддержанию высоких культурно-правовых стандартов в Интернете с помощью различных методов и средств регулирования и урегулирования, действует на основе российского и зарубежного законодательства. Этот кодекс станет средством самодисциплины, а также будет использоваться судами различных инстанций в качестве источника необходимой информации и путеводителя при принятии решений по интернет-спорам.

Во втором разделе необходимо зафиксировать, что указанный кодекс: а) распространяется на все виды интернет-отношений; б) устанавливает стандарты культурно-правового поведения различных субъектов в Интернете; в) подразумевает следование субъектов интернет-отношений букве и духу закона; г) допускает оперирование законной, пристойной, честной и правдивой информацией; д) требует осуществления всех операций по оказанию услуг, заключению и исполнению сделок в Интернете с чувством ответственности перед обществом и людьми, на основе добросовестности, морали, нравственности, общепринятых в законной предпринимательской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют его развитие. Эти ч ...

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  ...

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  ...