Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Право собственности / Общие вопросы права собственности / Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Страница 1

Вопрос о природе прав на произведения литературы и искусства, на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и подобные им объекты, т. е. на все то, что традиционно называют интеллектуальной собственностью, является одним из самых спорных в праве. Способствует этому то обстоятельство, что правовая охрана таких прав как самостоятельного и специфического явления возникла сравнительно недавно - немногим более 200 лет назад.

Хотя произведения художественного и технического творчества создавались на протяжении всей истории человечества, однако очень долго имущественные права их авторов никак не защищались. Писатели и художники существовали за счет даров богатых и могущественных покровителей. Сформировавшаяся к XV в. система так называемых привилегий стала первым способом правовой охраны прав на результаты творческой деятельности и логическим продолжением традиции покровительства в отношении их создания и использования, хотя, за редкими исключениями, она применялась не к авторам, а к издателям и иным предпринимателям. Выдача привилегии служила проявлением милости верховной власти к определенному лицу. Привилегия содержала дозволение такому лицу осуществлять какую-то деятельность и одновременно устанавливала запрет на совершение аналогичных действий всем иным лицам, т.е. порождаемое ею право имело по своей природе монопольный характер. Вместе с тем не исключена была возможность выдачи властями любого количества привилегий в отношении одного и того же вида деятельности, без учета мнения лиц, получивших аналогичные разрешения раньше. Этот типично феодальный способ предоставления благ по мере экономического развития общества все более стеснял издателей и иных предпринимателей. Интересы самих авторов при этом вообще не учитывались, они продолжали материально зависеть от благодетелей и меценатов, что также вызывало закономерный протест.

В эпоху буржуазных революций право создателя произведения стало рассматриваться как право собственности - естественное право, возникающее в силу факта создания творческого результата и потому не требующее признания путем выдачи привилегии или закрепления в законе. В этот же период сформировался взгляд на права издателей как вторичные, вытекающие из прав авторов литературных произведений. Так, Луи д'Эрикур писал: "Автор - собственник своего произведения, и эта собственность во всех отношениях сходна с собственностью на движимое или недвижимое имущество; поэтому она должна быть вечной. Издатель является цессионарием автора и потому облечен всеми его правами" <1>.

<1> Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 96 - 98.

14 марта 1710 г. в Великобритании был принят закон, известный как "Статут королевы Анны". Он отменил действие королевской привилегии 1557 г., согласно которой Компания издателей и книготорговцев (Stationer's Company) имела монопольное право на публикацию книг по всей стране. Хотя Статут был направлен на защиту интересов издателей, он считается первым в истории законом об авторском праве в современном понимании, так как признал за авторами первоначальное право по отношению к праву издателей. Одной из первых, в 1741 г., приняла закон об отмене привилегий и признании вечного авторского права Дания <1>.

<1> Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. М., 1979. С. 18.

Во Франции в период Великой французской революции, в 1789 г., Учредительное собрание отменило все привилегии частных лиц, городов и провинций, а вслед за этим -привилегии авторов, издателей и изобретателей. Старая система была разрушена, но сразу же встала проблема защиты интересов создателей творческих результатов каким-то иным способом. Признание наукой того времени авторских и изобретательских прав в качестве определенных разновидностей естественного права закономерно привело к выводу о том, что они являются правами собственности авторов и изобретателей на созданные ими творения. В докладе Учредительному собранию по поводу принятия Декрета от 7 января 1791 г. о правах изобретателей впервые прозвучала доктрина промышленной собственности, а ст. 1 этого закона гласила: "Всякое изобретение или открытие есть собственность его автора" <1>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Надзорное производство
  ...

Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  ...