Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Право собственности / Общие вопросы права собственности / Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Страница 3

<1> В России одним из крупнейших ученых - сторонников проприетарной теории авторского права был И.Г. Табашников. См.: Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Т. 1. СПб., 1878. http://tatyankinlen.ru/catalog/zhenskaya_odezhda мужская и женская льняная одежда.

В этот же период возникла научная школа, высказывавшая прямо противоположные взгляды, поскольку рассматривала авторское право прежде всего как право личности. Ее сторонники И. Блюнчли (I. Bluntschli), К. Гарейс (C. Gareis), О. Гирке (O. Gierke) стремились разрушить представление об авторском праве как праве имущественном, так как считали важнейшей его чертой неразрывность сочинения с личностью автора. Наиболее ярким представителем этой теории был О. Гирке, который рассматривал категорию личных прав как самостоятельный комплекс юридических институтов, имеющих особое место в общей системе права и являющихся, как правило, гражданскими правами. Право на творческие произведения, состоящее из авторского и патентного права, он относил к разновидности таких прав. Он полагал, что, хотя исторически эти права первоначально получили охрану своей имущественной составляющей, их основным содержанием является личное право автора сохранить свое произведение в тайне или сообщить его обществу. О. Гирке считал, что полная передача авторских прав невозможна, так как автор всегда сохраняет часть прав на произведение в качестве гарантии защиты своей личности.

В конце XIX в. все более значительное влияние стали приобретать теории о самостоятельном характере институтов авторского и патентного права, хотя при этом теоретики существенно расходились в понимании их правовой природы. Так, сторонники взгляда на авторское и патентное право как на частноправовую монополию, например А. Ренуар (A. Renouard), считали, что такая монополия предусматривает не возможность пользования предметом, а возможность воспрепятствовать всякому другому в присвоении этого предмета. Они полагали, что по своей природе это сложное обязательственное право - нечто среднее между вещными и обязательственными правами.

Сходных взглядов придерживался видный российский ученый А. А. Пиленко, который также исходил из того, что авторское и патентное право являются самостоятельными институтами права. Он утверждал, что "патентное право есть право запрещения, обращенное ко всем третьим лицам", и позитивная возможность эксплуатировать (использовать) изобретение - это не юридическое понятие, а экономическая функция правового института запрещения. Авторское и патентное право он считал "искусственной, временно и местно ограниченной, абсолютной" монополией на нематериальный объект, установленной частным правом <1>.

<1> Пиленко А.А. Указ. соч. С. 657 - 674.

Еще одно направление теории предлагало рассматривать авторское право как самостоятельный институт из-за нематериального характера его объекта. Например, такого взгляда придерживался И. Колер (J. Kohler), который считал, что авторское право является исключительным имущественным правом на произведение как нематериальную ценность. Поскольку Колер полагал, что духовные качества человека являются объектом особого личного права (Individualrecht), в состав которого входят и личные права автора, то последние он не включал в содержание авторского права, а считал их проявлением общего личного права.

Целая группа ученых, для того чтобы провести различие между материальными и нематериальными ценностями, предложила юридическую категорию интеллектуальных прав. Так, например, бельгийский юрист Е. Пикар (E. Picard) считал, что интеллектуальные права (sui generis) должны существовать наряду с традиционными для гражданского права категориями личных, вещных и обязательственных прав. К этой новой категории он относил авторское, художественное и музыкальное право, привилегии на изобретения, право на фабричные рисунки и модели, на торговое и фабричное клеймо, право на фирму. В отличие от И. Колера он полагал, что интеллектуальные права состоят из двух элементов: личного (присущего автору) и имущественного (экономического) <1>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Надзорное производство
  ...

Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих проблем можно обозначить как далекую ...

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  ...