Соотношение права собственности и интеллектуальных правПраво собственности / Общие вопросы права собственности / Соотношение права собственности и интеллектуальных правСтраница 4
<1> Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. С. 29 - 65; Пиленко А.А. Указ. соч. С. 110 - 118, 588 - 615; Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М., 1989. С. 17 - 19.
В России самым ярким выразителем подобных взглядов был Г.Ф. Шершеневич, который считал, что авторское право является по своей природе исключительным имущественным правом. Его специфика состоит в том, что, "предоставляя автору исключительное право распространения своего сочинения, закон дает ему одному возможность пользоваться материальной выгодой, которая достигается продажей книги" <1>. Объектом авторского права он признавал форму изложения мыслей автора. Личные права автора Г.Ф. Шершеневич считал самостоятельными, входящими в группу личных прав и не включал их в содержание авторского права.
<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 67.
Г.Ф. Шершеневич сделал вывод о том, что в одну группу с авторским попадают также художественное, музыкальное право, привилегии на промышленные изобретения, права на фирму, клеймо, фабричные рисунки и модели. Поскольку цель их юридической защиты во всех случаях сводится "к предоставлению известным лицам исключительной возможности совершения известных действий с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права следовало бы назвать исключительными" <1>. С вещными правами их сближает абсолютный характер их силы, но поскольку их объектом являются действия, то это сближает их и с обязательственными правами, поэтому Г. Ф. Шершеневич считал возможным отвести им место в имущественном праве между вещными и обязательственными правами. Позднее он уточнил свою позицию, определив, что место исключительных прав - в отделе прав абсолютных, рядом с вещными правами <2>.
<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 72.
<2> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права (Юридическое наследие). Тула, 2001. С. 332 - 334.
Российское законодательство, посвященное защите прав на результаты творчества, начало формироваться в XIX в. Первый закон об охране изобретений был принят в 1812 г., а первый закон об авторском праве, Положение о правах сочинителя, - в 1828 г. 8 января 1830 г. в дополнение и пояснение к Положению 1828 г. был принят Закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей" <1>, впервые признавший авторские права на литературные произведения правами собственности.
<1> П.С.З. 1830. N 3411.
1 января 1846 г. было утверждено Положение о собственности художественной <1>, провозгласившее право "живописца, скульптора, архитектора, гравера, медальера и другими отраслями изящных искусств занимающегося художника, кроме обыкновенного, общими законами огражденного права собственности на каждое свое произведение, как вещи, пользоваться в течение всей своей жизни так называемой собственностью художественной . " которая "состоит в исключительном праве, ему лишь принадлежащем, повторять, издавать и размножать оригинальное свое произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству естественными". В 1848 г. было издано Положение о музыкальной собственности.
<1> П.С.З. 1846. N 19569.
Несмотря на использование в целом ряде законов терминов "литературная", "художественная" и "музыкальная собственность", в этих актах, как видно на примере Положения о собственности художественной 1846 г., не ставился знак равенства между традиционным правом собственности и авторскими правами. Понятие исключительного права в ряде случаев использовалось наряду с понятием литературной или художественной собственности, а в таких актах, как Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели от 11 июля 1864 г. (ст. ст. 199 - 209 Устава промышленности) <1> и Закон от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)" <2>, говорилось только об исключительном праве на соответствующие объекты. Что касается законов об изобретениях, то вплоть до Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. <3> в них использовалось понятие "привилегии", равнозначное понятию "патент", хотя на самом деле речь в этом акте уже шла об охране исключительного права патентообладателя.
Смотрите также
Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
...
Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...
Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные
проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся
в литературе теория прес ...