Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Страница 20

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 2-е изд., завод 6-й (стереотипный). М.: Статут, 2003. С. 358.

Большинство же авторов справедливо рассматривают правоспособность публично-правовых образований как специальную <1>, основываясь на том, что данные субъекты гражданского права в силу их публичной природы могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и общественным интересам.

<1> См.: Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н. Братуся. С. 270 - 271;

Гражданское право. В 2 т. Т. I. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002. С. 283; Кутафин О.Е. Указ. соч.; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2004. Комментарий к ст. 124; Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // Юрист. 2006. N 9.

Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Так, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права -граждан и юридических лиц <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О простом и переводном векселе"; Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 168-О "По запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник КС РФ. 1999. N 1; Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Вестник КС РФ. 2007. N 2.

Кроме того, отдельные ученые рассматривают правоспособность публичных образований как целевую, поскольку "она не может быть общей. Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности . Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом.

Во-первых, нигде перечень полномочий государства исчерпывающе не описан. Во-вторых, государство, принимая законы, само может установить более широкий объем своей правоспособности" <1>.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Смотрите также

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  ...

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  ...