Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Страница 3

Государственные органы <1> и органы местного самоуправления <2>, как правило, наделяются правами юридического лица. В отдельных случаях идут по пути создания юридического лица с целью хозяйственного обслуживания тех или иных государственных органов <3>.

<1> См.: Головизин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 59; Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридически лица // Законность. 2000. N 11. С. 30.

<2> Согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Юридическим лицом являются органы местного самоуправления, которые являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, подлежат государственной регистрации и наделяются имущественными и иными правами.

<3> См.: Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. N 1444 (с изм.). Основываясь на публичных функциях, не всегда можно объяснить причины того, что тот или иной государственный орган является либо не является юридическим лицом. К примеру, Федеральная служба по финансовым рынкам не является юридическим лицом, и непонятно, кто от ее имени заключает гражданско-правовые договоры и наделяет имуществом, необходимым для осуществления функций по контролю и надзору на финансовых рынках. См.: Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам".

Примером является Управление делами Президента Российской Федерации, которое в качестве федерального органа исполнительной власти наделено правами юридического лица, в задачу которого входит непосредственное осуществление материально-технического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации.

В различных нормативных актах наряду с положениями о том, что те или иные государственные органы являются юридическими лицами, встречается при определении правового статуса этих органов указание на то, что они обладают правами юридических лиц. Представляется, что нет и не может быть разницы в этих понятиях. Нельзя обладать правами юридических лиц и не нести обязанности, связанные с данными правами. " Мятеж не может кончиться удачей. В противном случае его зовут иначе" <1>. Для того чтобы государственные органы участвовали в гражданском обороте, они должны быть полноценными юридическими лицами <2>.

<1> См.: Маршак С. Собр. соч. Т. 4. М., 1969. С. 92.

<2> В этой связи представляется спорным мнение О. Ускова, что более правильно говорить о наделении органов публично-правовых образований правами юридического лица, но не приравнивать эти субъекты к юридическим лицам. См.: Усков О.Ю. Указ. соч. С. 27 и др.

Важно, чтобы нормативно было закреплено, что данное публично-правовое образование наделено правами юридического лица и как таковое вправе участвовать в гражданском обороте <1>.

<1> См., например: Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в гражданском обороте // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 247; Головизин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 62.

Как исключение правомерно, чтобы в законе, другом законодательном акте было указано юридическое лицо, которое в интересах публично-правового образования вступает в гражданско-правовые отношения.

Таким образом, наделение министерств, ведомств, органов местного самоуправления правами юридического лица не снижает их привлекательность, не умаляет значимость их публичных функций, но, наоборот, предоставляет им возможность в необходимой мере выполнить возложенные на них публичные функции.

Выполнение публично-правовых полномочий требует закрепления за ними имущественных прав. Характер и пределы этих прав непосредственно зависят от организационно-правовой формы юридических лиц публично-правовых образований <1>.

<1> Исключение составляет Банк России, который является государственным органом, т.е. публичным образованием, который не подпадает под существующие организационно-правовые формы (см.: Мозолин В.П. Об организационно-правовой форме Банка России и правовом титуле принадлежащего ему имущества // Банк России в XXI веке. М., 2003. С. 226 и др.; Павлодский Е.А. Центральный банк: особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. N 6. С. 25; и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...

Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих проблем можно обозначить как далекую ...

Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных ...