Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Страница 2

<1> См., например: Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Сер. "Право". 1994. N 4. С. 26 и др.; Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2004. N 5. С. 127; Головизин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 59.

§ 2. Юридические лица публично-правовых образований

" Юридическое лицо" - это исключительно гражданско-правовое понятие, независимо от его вида, правоспособности и других особенностей.

Наделение министерств, федеральных служб и федеральных агентств, органов местного самоуправления, других публично-правовых образований правами юридического лица позволяет им участвовать в гражданском обороте: приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, отвечать по обязательствам своим имуществом, нести обязанности и выступать в качестве истца и ответчика в суде.

Понятие "юридическое лицо публично-правовых образований" означает, что данный субъект гражданских отношений учрежден на основании законодательных актов, а не создан в силу гражданско-правовых договоров <1>. К основным особенностям юридических лиц публично-правовых образований относится наделение их властными публичными полномочиями наряду с предоставлением им права участвовать в гражданском обороте. Академик А.В. Венедиктов отмечал, что в буржуазном законодательстве к юридическим лицам публичного права подходят лишь как к участникам гражданского оборота <2>.

<1> Норма ст. 300 ГК Квебека устанавливает, что юридические лица публичного права регулируются прежде всего специальными законами, которыми они были созданы. См.: Указ. соч. С. 42.

<2> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 636.

Для гражданского права в первую очередь существенными являются не публичные функции министерства, ведомства, другого субъекта публично-правового образования, а его гражданская правосубъектность. Не случайно М.И. Кулагин не выделяет специфические признаки юридических лиц публично-правовых образований <1>.

<1> Кулагин М.И. Указ. соч. С. 31 и др.

На этом основании представляется неточным понятие "юридические лица частного права". Можно и нужно говорить о публично-правовых образованиях, о публичных учреждениях (по терминологии зарубежных юристов), но речь идет о частном праве, а не об институте публичного права. Образования публично-правовые, но юридические лица публично-правовых образований участвуют в гражданском обороте на основе гражданского права.

В гражданском праве Российской Федерации юридические лица публично-правовых образований, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран, не выделены. Исключение сделано лишь для Российской Федерации и муниципальных образований.

В ст. 124 ГК РФ отмечается, что данные публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами.

В этом отношении необходимо обратить внимание на два момента: на возможность участия в гражданском обороте Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований и участия этих субъектов на общих условиях обычных субъектов гражданского права <1>.

<1> Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

Важно подчеркнуть, что в гражданско-правовых отношениях в полной мере справедливы такие принципы, как равенство участников, свободный выбор партнера, определение условий договора по взаимному согласию контрагентов, самостоятельность предпринимательской деятельности, возможность судебной защиты гражданских прав независимо от того, кто участвует в этих отношениях: гражданин, организация или государство <1>.

<1> Садиков О.Н. Комментарий к ст. 1 ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2005. С. 3 - 6.

Юридические лица публично-правовых образований наделены властными публичными полномочиями. Характер этих полномочий диктует форму участия в гражданском обороте. От имени государства в гражданских отношениях чаще всего выступают государственные органы <1>. Муниципальные образования в гражданском обороте представляют в пределах их полномочий органы местного самоуправления (п. 2 ст. 125 ГК РФ) <2>.

<1> Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 191; Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских отношениях. М., 1981. С. 65; и др.

<2> Более подробно о субъектах муниципальной собственности см.: Аккуратов И.Ю. Право муниципальной собственности. М., 2002. С. 68; Зинченко С., Галов В. Юридическое лицо и правовой статус органов государственного и муниципального управления (вопросы соотношения) // Хозяйство и право. 2006. N 10. С. 103.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Акты арбитражного суда первой инстанции
  ...

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...

Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся в литературе теория прес ...