Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Страница 5

Принципиальное значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения <1>.

<1> Там же.

Разграничение имущества Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований, а также учет принципов передачи имущества из одной казны в другую возможны в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П <1> и Определения от 7 декабря 2006 г. N 542-О <2>.

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы".

<2> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. N 542-О "По запросу Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также жалобе главы города Екатеринбурга на нарушение теми же законоположениями конституционного права на самоуправление".

Конституционный Суд РФ в указанных актах отметил, что разграничение собственности и передача имущества из одной казны в другую осуществляются исключительно на принципе безвозмездности. Такая передача возможна в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления и предполагает необходимость волеизъявления соответственно субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на такую передачу имущества.

Нормы ст. 71 Конституции РФ получили развитие в бюджетном законодательстве.

Согласно ст. 10 БК РФ денежные средства, финансовые обязательства и права требования представляют собой соответствующий бюджет: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.

В литературе справедливо отмечается, что бюджет того или иного публично-правового образования составляет лишь часть соответствующей казны <1>.

<1> Беренштейн И., Завьялов А. Формирование и учет имущества казны муниципальных образований // Хозяйство и право. 2007. N 4. С. 68.

Помимо бюджетных средств в казну входит нераспределенное имущество (ст. 214 и ст. 215 ГК РФ) и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. ст. 294 -295 ГК РФ).

Небюджетную часть казны формируют принадлежащие Российской Федерации, либо субъекту Российской Федерации, либо муниципальному образованию и не закрепленные за юридическими лицами земельные участки, ценные бумаги, другое имущество.

Наделение министерств, ведомств, других публично-правовых образований правами юридического лица позволяет четко определить характер права, на основании которого часть государственного имущества закрепляется за данным субъектом <1>.

<1> См. подробнее: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Познание уголовного права. Уголовно-правовая наука
Во втором разделе в центре внимания находятся процесс и основные направления понимания уголовного права и преобразования результатов его понимания в профессиональную деятельность юриста. В соврем ...

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...

Уголовное право и экономика
В данном разделе лишь ставятся в общем виде разнообразные и крайне острые проблемы связи уголовного права с экономикой, взятой как деятельность и как система идей. В обыденном сознании и даже во мн ...