Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Страница 7

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. Спец. приложение. N 12. С. 35.

Данное утверждение представляется спорным. Федеральное агентство не может быть собственником какого-либо имущества. Собственником является государство. От имени государства и в интересах государства выступает федеральная казна в рассматриваемых отношениях, а Федеральное агентство осуществляет государственные полномочия по регистрации федерального имущества.

В иных случаях не представляется возможным отграничить имущество Российской Федерации от имущества государственного органа.

Примером нежелания установить четкий водораздел между государственным имуществом и имуществом юридического лица является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Согласно ст. 2 данного Закона уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. На спорность данной нормы неоднократно указывалось в литературе <1>. Уставный фонд является имуществом Банка России, а золотовалютные резервы принадлежат не Банку, а Российской Федерации, которыми Банк России управляет в интересах государства.

<1> См., например: Мозолин В.П. Об организационно-правовой форме Банка России и правовом титуле принадлежащего ему имущества // Банк России в XXI веке. С. 227.

Как отмечалось, наличие четкой организационно-правовой формы публично-правового образования позволяет определить режим имущества соответствующего юридического лица.

Возможность создания двух правовых режимов имущества государственного органа или муниципального образования не зависит от организационно-правовой формы юридического лица.

Независимо от организационно-правовой формы юридических лиц, наделенных публичными полномочиями, у них находится имущество, переданное для выполнения уставных функций, и имущество, которым публично-правовое образование управляет в интересах собственника и которое должно находиться на особом балансе. Необходимость разграничения государственного имущества и имущества государственного органа впервые была обоснована В. А. Рахмиловичем <1>.

<1> Рахмилович В. А. Гражданско-правовое положение Банка России как юридического лица // Право и экономика. 2001. N 6. С. 30 и след.

Таким образом, следует отличать имущество, закрепленное за данным публично-правовым образованием, от государственного имущества, переданного юридическому лицу для управления в интересах Российской Федерации, ее субъектов либо муниципального образования. С данных позиций заслуживает внимания возможность использования для указанных целей института доверительного управления.

Обособление имущества Российской Федерации (муниципального образования), субъектов Российской Федерации от имущества юридического лица, представляющих эти публично-правовые образования в целом, должно осуществляться путем ведения двух раздельных балансов.

Необходимость различать два указанных вида имущества наглядно прослеживается в случаях, когда публично-правовые образования призваны управлять имуществом Российской Федерации.

В первую очередь в этом отношении следует назвать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Так, согласно п. 5.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, оно осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Управляют государственным имуществом и другие государственные органы, которые, как правило, наделены правами юридического лица. С этой целью, как представляется, независимо от правомочий все публично-правовые образования должны быть наделены оргтехникой, мебелью и другим имуществом.

Примером может служить Федеральная служба охраны РФ, которая является юридическим лицом <1>.

<1> См.: Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 (с послед. изм.) "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации".

§ 4. Особенности гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований

Две ипостаси юридических лиц, наделенных публичными полномочиями, -выступать в гражданском обороте от своего имени, а в установленных случаях - от имени собственника - диктуют особенности гражданско-правовой ответственности этих субъектов права.

В тех случаях, когда публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях от своего имени, например приобретают на выделенные по смете средства вычислительную технику, субъектом гражданско-правовой ответственности выступают публично-правовые образования, наделенные правами юридических лиц.

По сделкам, связанным с имуществом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, субъектом ответственности выступает собственник имущества - непосредственно представляемый, а не государственный орган.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  ...

Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
  ...

Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...