Уголовная политика и задачи уголовного права
Уголовное право / Уголовное право как социальный инструмент / Уголовная политика и задачи уголовного права
Страница 3

Понимание задач уголовного права в правоприменительной практике. В специальной литературе этот вопрос часто связывается с анализом профессионального правосознания. Однако он должен вначале исследоваться в доктрине уголовного права.

Понятийный оборот "задачи уголовного права", как показывает изучение практики, обычно рассматривается правоприменителями как определенная декларация, хотя и выраженная в законе. На самом деле это одна из острейших предпосылок практического понимания и реализации уголовного права, которая постоянно является предметом споров или невысказанных сомнений, но не может найти своего окончательного разрешения ни в одной правовой системе. Оптимальное представление о задачах не выработано и применительно к российскому уголовному праву. Многие суждения о них, к сожалению, являются либо неточными, либо бессодержательными.

Реально задачи уголовного права часто понимаются либо под влиянием ситуации, либо слишком широко. Они определяются в конкуренции с иными отраслями права, иными механизмами социального регулирования и выигрывают конкуренцию в зависимости от традиций и актуального состояния социальных процессов, политического положения. Этот подход проявляется также и на уровне большой политики и, к сожалению, является общим для многих стран и не представляет собой какую-либо российскую особенность <1>.

--------------------------------

<1> Немецкий юрист Стефан Браум (Braum S.) считает, что политики прежде всего используют уголовное право, чтобы все же восстановить потерянное гражданами доверие к их способности решать социальные проблемы. Едва ли какие-либо общественно-политические дебаты происходят без обращения к уголовному праву. Если какая-либо проблема определяется как "преступность", создается впечатление ее быстрого решения. См. его статью: К уголовной наказуемости "золотого рукопожатия" по § 266 УК ФРГ "Злоупотребление доверием" - правовые соображения о случае Маннесмана (на нем. яз.) // Kritischevierteljahresschrift. 2004. S. 67 - 68.

Регулятивный подход к задачам уголовного права. Он направлен на разрешение описанной выше проблемной ситуации, которая состоит в правильном понимании текста и смысла ст. 2 и иных, соотносимых с ней, статей УК РФ, а тем самым на использование их регулятивного потенциала.

Задачи уголовного права, прежде всего, многозначный понятийный оборот, который с разных сторон определяет реальное функционирование уголовного права как социального и целевого, как инструмента социального воздействия. На основе этого тезиса выделяются три составляющих его управленческого потенциала. Первая. Задачи - это сущностная характеристика уголовного права, отражающая использование его природы, его устойчивой, консервативной составляющей, указывающей на принципиальные инструментальные возможности этого права. Так понимаемые задачи должны быть познаны. Вторая. Задачи уголовного права - это требования и ожидания общества, выраженные в уголовной политике, содержании уголовного закона, сумме властных актов, общественном мнении. В этом их значении они должны быть определены правильно. Третья. Это потенциальный эффект действия уголовного права, сумма возможных, а в конечном счете и реальных результатов, т.е. изменений во внешней среде. В этом значении задачи должны быть проверяемы, измеряемы, оцениваемы. Эти три значения отражают движение от выявления объективного, консервативного в уголовном праве к уяснению его субъективной, поддающейся управлению составляющей.

Следовательно, выделение значений конструкции "задачи уголовного права" необходимо для последовательного, хотя и с потерями, обеспечения единства и предсказуемости его действия как правовой отрасли.

Факторы формирования задач уголовного права. Объективно задачи уголовного права определяются тем фактом, что оно предназначено потребностями общества и собственной природой для максимально негативной оценки деяний и тем самым легитимации публично-правового насилия. Далее, в границах объективных возможностей и общества, и уголовного права задачи последнего адаптируются к социальным процессам, а само уголовное право направляется обществом, властью на удовлетворение признанных или признаваемых потребностей, когда конкретно определяются сфера действия, методы, тяжесть репрессии, отграничение от частного права и пр. Наконец, на основе анализа реалий функционирования системы уголовной юстиции эти задачи превращаются в управленческие решения, поскольку они необходимы и возможны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8