Методы и средства регулирования интернет-отношений
Право и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Методы и средства регулирования интернет-отношений
Страница 1

Для обоснования тезиса о том, что интернет-право является новым направлением юридической науки, необходимо также осветить проблему методов регулирования интернет-отношений и определить место самого интернет-права в системе права. Это и понятно, поскольку интернет-право как комплексный институт права должно рассматривать свой "определенный круг явлений природы или общества . и иметь свое место расположения в иерархии наук и направлений" <1>.

<1> Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 4 - 6.

Надо отметить, что проблема методов интернет-права теоретиками права широко не изучалась. Речь шла и до сегодняшнего дня идет лишь о способах и средствах саморегулирования и сорегулирования. Причем в одних случаях утверждается, что отношения в виртуальном пространстве вообще не нуждаются ни в каком регулировании (Джон Барлоу, Митчелл Капор), а в других - прямо противоположное, что эта сфера жизнедеятельности, как и все прочие сферы, все же нуждается в правовом регулировании (И.Л. Бачило, Д.В. Грибанов и др.).

Мы считаем, что с выходом Интернета на мировой уровень для регулирования интернет-отношений не достаточно только правил морали, этики, обычаев, обыкновений и традиций. Мораль и законопослушание субъектов должны находиться на высоком уровне, ограничивая допуск в Интернет террористов, экстремистов, преступников и психически больных лиц. В связи с этим саморегулирование, естественно, должно дополниться правовым регулированием как в международном, так и в национальном масштабах, создавая условия для дальнейшего эффективного развития Интернета <1>. Однако сегодня государства делают лишь скромные попытки воздействия с помощью норм права на цифровую среду. Процессы правообразования в этой сфере медлительны. Это порождает множество организационных, технических, правовых, материальных проблем и неувязок и, главное, огромное число правонарушений и преступлений в этой сфере. Трудно бороться с ними и предупреждать их, не имея соответствующей законодательной базы и общей концепции профилактики этих негативных проявлений.

<1> См.: Булатецкий Ю.Е. Указ. соч. С. 881, 882.

Бесспорно, для виртуального пространства Интернета должен быть разработан и поскорее принят необходимый комплекс законов и подзаконных актов (и, прежде всего, внутригосударственного характера), который позволил бы решать указанные выше проблемы, устраняя возникшие недостатки, "узкие места" и негативные проявления. Одновременно на базе данных законов и иных актов важно сформировать действенный механизм правового регулирования интернет-отношений и обозначить методы эффективного воздействия на поведение субъектов рассматриваемых отношений. Без этого вообще трудно будет прогрессировать международному сообществу в целом и развивать Интернет как бесценное достояние мировой цивилизации.

Необходимо заметить, что в Российской Федерации уже введен в действие ряд законодательных актов, которые можно использовать в Интернете <1>. 18 мая 2000 г. Комитет Государственной Думы по информационной политике провел специальные парламентские слушания "О правовом регулировании сети Интернет в Российской Федерации", на которых был выработан общий подход к формированию системы законодательства, регулирующего проблемы Интернета. В начале 2008 г. Совет Федерации обсудил проект модельного закона "Об Интернете" <2>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо ...

Принципы арбитражного процессуального права
  ...

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...