Общественная опасность преступления в меняющемся обществеУголовное право / Теория преступления / Общественная опасность преступления в меняющемся обществеСтраница 7
--------------------------------
<1> Сейчас нередко пишут, что преступление и преступность - понятия, не имеющие естественного референта, релятивные, конвенциональные, что они суть социальные конструкты (см.: Гилинский Я.И. Criminology Today // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2001. N 1 (1). С. 27).
Разумеется, власть в тенденции по общему правилу запрещает то, что ей реально угрожает, как бы сложно ни определялась эта угроза, и руководствуется при этом некоторыми установками, опять-таки порожденными реально. Разумеется, эти запреты меняются, поскольку меняются вызовы, угрозы, обычаи, социальные условия в целом и пр.
С другой стороны, не вполне точно утверждение, что общественная опасность как признак преступления не зависит от воли законодателя. Возможно, не зависит от воли законодателя опасность деяния в смысле ч. 2 ст. 2 УК РФ.
Реализация этого требования весьма сложна. Здесь есть различные пути. Один состоит в том, чтобы раскрыть понятие общественной опасности в законе хотя бы самым общим образом. Второй - в том, чтобы дать хотя бы косвенные указания, раскрывающие его содержание. По первому пути пошел польский законодатель, и его позиция кажется предпочтительной. В § 2 ст. 115 УК Республики Польша указывается, что принимает во внимание суд при оценке степени социальной вредности. Здесь, в частности, предусмотрено: "При оценке общественной вредности деяния суд принимает во внимание вид и характер нарушенного блага, размеры причиненного или возможного вреда, способ и обстоятельства совершения деяния, значимость нарушенных виновным обязанностей, равно как степень вины, мотивацию виновного, вид нарушенных правил предосторожности и степень их нарушения" <1>. Это означает, что законодатель, принимая уголовный закон, должен:
--------------------------------
<1> Уголовный кодекс Республики Польша. Минск: Тисей, 1998.
а) рассмотреть, расчленяется ли запрещаемое поведение на отдельные поддающиеся описанию и идентификации деяния;
б) определить, каким должен быть состав деяния, а каким - состав противоправности, ведь в современных условиях особенно наглядно видно, что противоправность не сводится к уголовно-правовому признаку, и ее установление, например по должностным преступлениям, требует специальных усилий;
в) описать состав вины, которая также не сводится к умыслу и неосторожности.
После всего этого законодатель может определить состав общественной опасности, который, будучи оценочным, соотносится со всеми иными составами.
На наш взгляд, в составе общественной опасности (или в содержании признака общественной опасности) следует выделять следующие элементы:
- охраняемое правовое благо и его признаки: социальную ценность, уязвимость и возможность охраны этого блага;
- посягательство как объективную сторону деяния и его признаки: насилие, обман, небрежение обязанностями или долгом;
- нарушение социальных благ и интересов и его признаки: реальную опасность благам, угрозу, вред различного содержания и интенсивности.
Тогда будет в составе общественной опасности выражена и ее общественная природа, которая определяется связью этой опасности с обществом, его сбалансированными (в идеале, разумеется) интересами, потребностями, ценностями, и юридическая составляющая опасности, т.е. степень потенциального или реального нарушения защищаемых уголовным законом правовых благ.
Смотрите также
Акты арбитражного суда первой инстанции
...
Принципы арбитражного процессуального права
...
Иск. Право на иск. Обеспечительные меры арбитражного суда
...