Понятие и виды вещных прав
Страница 27

<1> См.: Суханов Е.А. Российский закон о собственности: Научно-практический комментарий. М.: БЕК, 1993. С. 44 - 45.

Впрочем, бюджетное законодательство вскоре фактически парализовало действие данного права. В соответствии с нормами Бюджетного кодекса 1998 г. все доходы бюджетного учреждения, включая доходы от разрешенной ему предпринимательской деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов (п. 3 ст. 161 БК <1>), причем последний вид доходов подлежит зачислению на единый лицевой счет учреждения в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 БК <2>). Это означает невозможность самостоятельного распоряжения такими денежными средствами и полный контроль за их использованием со стороны финансовых органов.

<1> С 1 января 2008 г. действует в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

<2> С 1 января 2008 г. утрачивает силу в составе гл. 25 БК согласно нормам Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Вместо нее до принятия по данному вопросу специального федерального закона действуют правила п. 11 ст. 5 указанного Федерального закона, фактически еще более ужесточающие порядок использования учреждениями внебюджетных средств.

Арбитражно-судебная практика последовательно придерживалась трактовки данного права как разновидности оперативного управления, распространив этот гражданско-правовой режим на "внебюджетное" имущество учреждений. Последние отвечают по всем своим долгам (образовавшимся как в связи с основной уставной деятельностью, так и в связи с деятельностью, приносящей доходы) всеми находящимися в их распоряжении денежными средствами, т.е. как полученными из бюджета, так и самостоятельно заработанными, но при этом забронированным от взыскания кредиторов остается все иное имущество, независимо от источника его приобретения <1>.

<1> См.: п. п. 3 и 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8 (далее -Постановление Пленума ВАС РФ N 21).

Вместе с тем следует исходить из того, что бюджетное законодательство определяет лишь "особый порядок учета доходов", полученных учреждением от "внебюджетной" деятельности, но "не изменяет закрепленный ГК РФ объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за их счет имущества" (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 21). Поэтому в отношении внебюджетного имущества за ним сохраняется предусмотренное п. 2 ст. 298 ГК право самостоятельного распоряжения, включающее возможность отчуждения такого имущества по усмотрению самого учреждения, без согласования с собственником. По существу таким образом данное право становится расширенным вариантом права оперативного управления (ибо в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК учреждение вообще лишено права распоряжения бюджетным имуществом) наряду с различающимися друг от друга по содержанию и порядку осуществления правами оперативного управления казенных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

В настоящее время данный теоретический спор утратил свою актуальность, поскольку прямо решен законодателем в новой редакции п. 1 ст. 120 ГК (Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений") <1>. Согласно ей "права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 настоящего Кодекса", причем исключена ранее содержавшаяся в этой норме отсылка к ст. 298 ГК. Отсюда прямо следует, что закон признает за учреждением право оперативного управления как на имущество, закрепленное за ним собственником-учредителем, так и на самостоятельно приобретенное им имущество.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Смотрите также

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...

Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют его развитие. Эти ч ...

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  ...