Основные подходы к пониманию интернет-права
Право и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Основные подходы к пониманию интернет-права
Страница 5

<1> См.: Тедеев А. А. Информационное право (право Интернета). М., 2005. С. 8 - 9.

Л.В. Голоскоков в своей работе "Теория сетевого права" считает, что с учетом модернизации права Российское государство уже начало преобразовываться в сетевое государство, а это должно, соответственно, привести к формированию сетевого права. Концепция сетевого права предлагает особый метод, согласно которому происходит "использование сетевых технологий для комплексной автоматизации процессов правотворчества и правореализации с целью мгновенного доведения созданной нормы до субъекта и исполнения ее средствами автоматики точно так же, как она задумывалась законодателем" <1>. В связи с этим допускается, что в некоторых сферах нормы права могут создаваться "полуавтоматическим способом, т.е. компьютером, но в рамках, заданных человеком, и под его полным контролем" <2>. Автоматизм реализации норм сетевого права позволит в таких областях, как налогообложение, таможенное дело, миграция, перепись населения, снизить произвол чиновников, контролеров, а также разрушит монополизм крупнейших сетевых корпораций. Появление сетевого права (и новой парадигмы "опережающего правотворчества"), по мнению автора, будет способствовать эффективной реализации именно коммуникативной функции права, активной связи личности с государством. В связи с этим Л.В. Голоскоков исследует влияние информационных технологий в сфере права и выступает за скорейшее введение в России электронных паспортов (метапаспортов) <3>, стационарных устройств идентификации и т.п. новинок, призванных сэкономить время, способствовать совершению сетевых сделок и расчетов.

<1> Голоскоков Л.В. Теория сетевого права / Под ред. А.В. Малько. СПб., 2006. С. 32.

<2> Голоскоков Л.В. Указ. соч. С. 78.

<3> "Метапаспорт", по мнению Л.В. Голоскокова, должен представлять собой "интегрированный в сеть терминал (типа сотового телефона - коммуникатора), заменяющий все иные документы и идентификаторы лица: паспорт, трудовую книжку, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, документы об образовании, водительские права, страховой и медицинские полисы, банковские карточки; он должен обеспечивать осуществление расчетов по сделкам; выполнять функции налогового агента, который автоматически исчисляет и перечисляет в бюджет налоги с каждой совершаемой лицом сделки, учитывая статус лица (судья, депутат, пенсионер, инвалид и т.п.) и полагающиеся ему льготы, налоговые вычеты, субсидии, компенсации и т.д. На самом деле вся информация будет находиться в ведомственных базах данных, а метапаспорт будет лишь извлекать ее из этих баз в необходимом объеме благодаря сетевым технологиям" (Голоскоков Л.В. Указ. соч. С. 43).

Анализ позволяет нам заключить, что сетевое право представляет собой более глобальное явление по сравнению с интернет-правом, так как оно относится не только к деятельности субъектов в сети Интернет, но и к их взаимодействию в других информационно-телекоммуникационных сетях.

Большой вклад в обоснование новой концепции права для киберпространства принадлежит Д.В. Грибанову. В своей диссертационной работе автор рассматривает киберпространство как совокупность информационных отношений и как сложный, обособленный объект правового регулирования. По его мнению, виртуальное пространство включает две смысловые составляющие: техническую и информационную. Доказывается, что ведущее место принадлежит информационной составляющей, а целью существования киберпространства является организация движения потоков информации. Поэтому технические средства здесь играют важную, но не основную роль. Д.В. Грибанов считает, что "нормы права, регулирующие кибернетическое пространство, должны входить в систему права как институт комплексной отрасли права - информационного права" <1>. Автор доказывает, что общественные отношения, регулируемые традиционными отраслями права, не меняют своего содержания и сущности при взаимодействии с киберпространством, а нормы права, воздействующие на эти отношения, должны быть дополнены с учетом особенностей информационных отношений. Для этого предлагается принять федеральный закон "О кибернетическом пространстве", который бы установил базовые принципы регуляции этой среды, единый понятийный аппарат. В работе показано, что проблема правового регулирования киберпространства может быть также решена путем активного международного сотрудничества и последовательной унификации законодательства различных стран.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7