Основные подходы к пониманию интернет-права
Право и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Основные подходы к пониманию интернет-права
Страница 1

Анализ современной юридической литературы показывает, что теоретики права в настоящее время пока лишь в общем плане рассуждают о проблемах права и Интернета, их взаимосвязи и взаимодействии, выделяя незначительную совокупность аспектов и задач Интернета в юридической сфере. При этом многие из них вообще не используют понятие "интернет-право". Некоторые исследователи и практики по-разному, неоднозначно трактуют сам термин "Интернет" и в связи с ним механизм правового регулирования информационных отношений. В основном этот термин в научно-теоретическом аспекте они связывают с информационным правом как формирующейся новой отраслью юриспруденции, естественнонаучной сущностью Всемирной виртуальной среды (Сети) или с правовым регулированием отношений в информационном обществе в целом. http://www.zubokey.ru/ услуги лечение зубов пломбирование.

В частности, И. Л. Бачило <1>, характеризуя актуальные проблемы информационного права на современном этапе и ссылаясь на специальные публикации по тематике "Право и Интернет", подготовленные в Институте государства и права РАН (сектор информационного права), специально не употребляет термин "интернет-право". Она говорит об Интернете как о распределенной всемирной базе знаний и об информационном праве как о формирующейся отрасли права, которая набирает силу и сегодня реализуется в формах доктрины, законодательства, правоприменения, правосознания и учебной дисциплины. Интернет-право, как видно из публикаций, рассматривается в общем плане как часть информационного законодательства, норм морали, этики и др., с помощью которых регулируется Всемирная паутина, содержащая многочисленные базы и банки данных. Вместе с тем автор отмечает, что Интернет является особой сферой и многие стороны социальной жизни приобретают здесь виртуальный характер, а отношения реализуются в так называемом нулевом пространстве. И.Л. Бачило считает, что регулирование отношений в данном пространстве должно опираться преимущественно на национальное законодательство, вместе с тем в ближайшее время следует ставить вопрос о создании наднационального права для всех государств, основанного на авторитете признанных международным сообществом стандартов <2>. Одновременно автор определяет пути правового влияния на формирование инфраструктуры информационной сферы, проблемы обеспечения интересов пользователей - потребителей продукции современной информатики и механизм правового регулирования в наиболее чувствительных областях информационной безопасности.

<1> См., например: Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ (теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 3 - 4; Она же. Информационное право. М., 2001; Она же. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2. С. 5 - 14.

<2> См.: Бачило И.Л. Свободный доступ к информации и Интернет // Информационное общество. 2000. Вып. 4. С. 42 - 44.

Ю.Г. Просвирнин в своем крупном научном труде "Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве" тоже не употребляет специальное понятие "интернет-право", но в общем плане рассуждает о таком новом феномене в теории права, как Интернет, который трактуется как множество различных информационных массивов, объединенных Международной информационной паутиной, или сетями. В то же время, как отмечается в работе, правовое регулирование Интернета принципиально ничем не отличается от правового регулирования других видов телекоммуникационных средств и систем. Исключение составляет лишь одна особенность, которая связана с международным и глобальным характером Всемирной телекоммуникационной сети, а посему основные проблемы, требующие законодательного регулирования в России в связи с развитием Интернета, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира. В связи с этим Ю.Г. Просвирнин выделяет многие актуальные правовые аспекты Интернета: определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента этой Сети; создание нормативной базы для электронного документооборота, в том числе законодательное закрепление электронной коммерции; охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности; проблемы обеспечения информационной безопасности, применения средств криптозащиты, защиты персональных данных, а также электронных почтовых ящиков, серверов и сайтов от информационных атак; предотвращение общественно опасных деяний и создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершивших такие правонарушения, организации системы оперативно-розыскных мероприятий; определение юрисдикции государств при разрешении правовых споров и дел о правонарушениях в Сети <1>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6