Совершенствование законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностью
Право и Интернет / Теоретические проблемы ответственности по интернет-праву / Совершенствование законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностью
Страница 2

Следует подчеркнуть, что Конвенция определяет четкие правила и нормы противодействия преступным посягательствам и устанавливает гарантии для граждан, согласно которым власти не имеют право без достаточных на то оснований вторгаться в их частную жизнь.

<Дебаты и обсуждения проекта Конвенции послужили основанием для принятия некоторыми странами национального законодательства, ужесточающего ответственность физических и юридических лиц в сфере высоких технологий. Не обошлось и без перегибов.

Сразу после 11 сентября 2001 г. в США появился Патриотический акт (Patriot Act). Данный документ, принятый практически единогласно Конгрессом, значительно облегчил деятельность специальных органов по перехвату информации. Большинство положений этого Акта не имело срока действия, однако некоторые его части были приняты лишь на время. Таких временных статей было 16. Основные споры сводились к тому, стоит ли эти временные положения продлевать. В первую очередь речь шла о статьях, которые давали возможность агентам ФБР, сотрудникам других специальных подразделений в короткие сроки вести прослушивание телефонных разговоров, просматривать электронную почту, получать информацию о банковских счетах и медицинских документах граждан. Многие члены Конгресса и правозащитники посчитали такие действия вторжением в частную жизнь американцев. Срок действия временных статей истекал 10 марта 2006 г. Вместе с тем Палата представителей Конгресса США в марте 2006 г. продлила срок действия основного антитеррористического закона этой страны.

Следует отметить, что в Конвенции о киберпреступности важное значение уделяется именно защите информации. Отныне по просьбе заинтересованных в преследовании лиц международная полиция сможет осуществлять расследование случаев взлома сервера или незаконного завладения информацией в любой стране мира, откуда бы ни исходило нападение хакеров. Это также касается борьбы с проявлениями нацизма и расизма в киберпространстве.

Однако неясно, какие теоретико-правовые и практические новеллы содержит этот документ и что дает он нам для борьбы с киберпреступностью? Что он вкладывает в понятие "преступление в Интернете"? Какие меры в будущем должна предпринять Россия для реализации положений Конвенции на своей территории?

Изучение показало, что Конвенция о киберпреступности дает характеристику исследуемых видов преступлений и вносит свою лепту в международную организованную борьбу с ними. Этот документ также дает примерную классификацию киберпреступлений.

Для этих целей в указанной Конвенции вводятся специальные понятия. В частности, понятие "компьютерная система" означает любое устройство или группу взаимосвязанных или смежных устройств, одно или более из которых действуя в соответствии с программой, осуществляет автоматизированную обработку данных. Понятие "компьютерные данные" подразумевает здесь любое представление фактов, информации или понятий в форме, подходящей для обработки в компьютерной системе, включая программы, способные "заставить" компьютерную систему выполнять ту или иную функцию.

Категория "поставщик услуг" означает любую государственную или частную структуру, которая обеспечивает пользователям ее услуг возможность обмена информацией посредством компьютерной системы, и любую другую структуру, осуществляющую обработку или хранение компьютерных данных от имени такой службы связи или пользователей такой службы. "Данные о потоках" означают любые компьютерные данные, относящиеся к передаче информации посредством компьютерной системы, которые генерируются компьютерной системой, являющейся составной частью соответствующей коммуникационной цепочки, и указывают на источник, назначение, маршрут, время, дату, размер, продолжительность или тип соответствующего сетевого сервиса.

В Конвенции о киберпреступности определяются также меры, которые следует предпринять на национальном уровне в отношении рассматриваемых преступлений в виртуальном пространстве. Это прежде всего меры материального уголовного права и меры процессуального законодательства. Поэтому раздел I Конвенции посвящен материальному уголовному праву, а раздел II - процессуальному законодательству.

В первом случае рассматриваются преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем (подраздел 1 Конвенции). К ним, например, относится противозаконный доступ к информации в Интернете (ст. 2). В отношении подобных преступлений стороны принимают необходимые меры согласно их внутригосударственному праву. В случае преднамеренно осуществленного с использованием технических средств перехвата (без права на это) компьютерных данных стороны могут требовать, чтобы такое деяние считалось преступным, если оно было совершено со злым умыслом или в отношении компьютерной системы, соединенной с другой компьютерной системой (ст. 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Уголовное право и экономика
В данном разделе лишь ставятся в общем виде разнообразные и крайне острые проблемы связи уголовного права с экономикой, взятой как деятельность и как система идей. В обыденном сознании и даже во мн ...

Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
  ...

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...