Совершенствование законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностью
Право и Интернет / Теоретические проблемы ответственности по интернет-праву / Совершенствование законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностью
Страница 4

Анализ показал, что значительное место в тексте Конвенции о киберпреступности отводится также правонарушениям, связанным с нарушением авторских и смежных прав (подраздел 4 Конвенции).

При этом сами составы преступлений в Конвенции не формулируются. Вместе с тем стороны обязаны принять собственные меры, которые будут необходимы для того, чтобы квалифицировать подобные действия в качестве уголовных преступлений согласно их внутригосударственному праву, во исполнение обязательств, взятых на себя по Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.), по Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности и по Договору ВОИС об исполнителях и фонограммах, когда такие действия совершены преднамеренно, в коммерческом масштабе и с помощью компьютерной системы.

Что касается санкций и мер, то указанная Конвенция устанавливает, что каждая сторона принимает меры, которые могут быть необходимы для обеспечения того, чтобы к лицам, совершившим уголовные преступления, были применены эффективные, соразмерные и справедливые меры наказания, включая лишение свободы. Каждая сторона гарантирует, что к юридическим лицам, считающимся ответственными, будут применены соответствующие меры наказания уголовного или неуголовного характера, включая штрафные санкции (ст. 13).

При этом сторона может сделать оговорку о сохранении за собой права применять требуемые меры только в отношении правонарушений или категорий правонарушений, указанных в этой оговорке. Она рассматривает пути ограничения сферы действия такой оговорки, чтобы сделать возможным максимально широкое применение действенных мер.

В Конвенции о киберпреступности говорится также об оперативном обеспечении сохранности хранимых компьютерных данных (ст. 16). По этому требованию государства взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к тому, чтобы компетентные органы имели возможность отдавать распоряжения или соответствующие указания об оперативном обеспечении сохранности конкретных компьютерных данных, включая данные о потоках информации, которые хранятся в Интернете (в частности, когда имеются основания полагать, что эти компьютерные данные особенно подвержены риску утраты или изменения).

Если какое-либо государство реализует положения, приведенные выше, посредством распоряжения тому или иному лицу об обеспечении сохранности конкретных хранимых компьютерных данных, находящихся во владении или под контролем этого лица, то оно принимает соответствующие меры с целью обязать указанное лицо хранить эти компьютерные данные и обеспечивать их целостность в течение необходимого периода времени, не превышающего 90 дней, с тем чтобы компетентные органы могли воспользоваться ими в случае необходимости. Государство может предусмотреть возможность последующего возобновления действия такого распоряжения. Оно обязано само обеспечивать сохранность данных, охранять конфиденциальность выполнения установленных процедур в течение срока, предусмотренного внутригосударственным правом.

Государства обязались предоставлять компетентным органам полномочия отдавать следующие распоряжения: лицу на его территории - о предъявлении конкретных компьютерных данных, находящихся во владении или под контролем этого лица, которые хранятся в компьютерной системе или на каком-либо носителе компьютерных данных; поставщику услуг, предлагающему свои услуги на его территории, - о предъявлении находящихся во владении или под контролем этого поставщика услуг сведений о его абонентах.

Конвенция о киберпреступности, в частности, допускает в необходимых случаях обыск и выемку хранимых компьютерных данных (ст. 19). В связи с этим устанавливается, что каждая договаривающаяся сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для предоставления ее компетентным органам полномочий на обыск или иной аналогичный доступ к компьютерным системам или их частям, а также хранящимся в них компьютерным данным и носителям компьютерных данных, на которых могут храниться искомые компьютерные данные на ее территории.

Каждая сторона получает право для предоставления ее компетентным органам полномочий требовать от любого лица, обладающего знаниями о функционировании соответствующей информационной системы или применяемых мерах защиты хранящихся там компьютерных данных, предоставления в разумных пределах необходимых сведений, которые позволяют осуществить указанные выше действия по обыску и выемке.

Если какая-либо сторона в силу устоявшихся принципов системы внутригосударственного права не может принять указанные выше меры, то вместо этого она может предпринять иные действия для обеспечения сбора или записи в режиме реального времени данных о потоках информации на ее территории путем применения технических средств на этой территории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  ...

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  ...