Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Право собственности / Общие вопросы права собственности / Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Страница 15

<1> В ст. 14ter Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) это право названо "правом долевого участия", а Директива ЕС 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. называет его "правом перепродажи".

Право следования впервые было предусмотрено ст. 14ter Бернской конвенции, в которую принцип защиты этого права был внесен во время пересмотра Конвенции в 1948 г. в Брюсселе <1>. Суть права следования состоит в том, что авторы оригиналов произведений искусства, а также авторы оригиналов рукописей литературных и музыкальных произведений (а после смерти таких авторов - лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством) пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за его первой уступкой (или продажей), совершенной автором произведения. Конвенция не требует обязательного введения этого права в законодательство стран-членов, и, соответственно, его защита осуществляется на основе принципа взаимности.

<1> Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений: Коммент.; К. Мазуйе. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий / Под ред. Э.П. Гаврилова. М., 1982. С. 105.

Россия ввела охрану права следования относительно авторов произведений изобразительного искусства в 1993 г., включив соответствующую норму в Закон об авторском праве (п. 2 ст. 17). Под первой продажей произведения изобразительного искусства в ней понимался переход права собственности на такое произведение (т.е. на его материальный носитель) от автора к другому лицу, независимо от того, осуществлялся он возмездно или безвозмездно. Соответственно, в случае любой публичной перепродажи такого произведения по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имел право на получение вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Это вознаграждение ему должен был выплатить продавец. Публичный характер перепродажи выражался в том, что она осуществлялась через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. Это требование было установлено потому, что только в случае публичной перепродажи представлялось реальным осуществить контроль за совершением подобных сделок.

Право следования признается неотчуждаемым и может переходить только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Необходимо отметить, что право следования за 14 лет, прошедших со времени принятия Закона об авторском праве, так и не начало действовать. Этому препятствовало отсутствие механизма сбора авторского вознаграждения с продавцов, а также требование п. 2 ст. 17 Закона о том, что цена перепродажи должна на 20% превышать предыдущую.

Вместе с тем реальное претворение в жизнь этого права может иметь для авторов произведений искусства весьма важное значение. Проблемы с практической реализацией права следования испытывают многие страны, включившие его в свое национальное законодательство. В Европейском союзе сделана попытка совместными усилиями преодолеть сложности, возникающие в этой области, путем принятия Директивы ЕС 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. о праве перепродажи (праве следования) в интересах автора оригинала произведения искусства. Итогом ее принятия стала имплементация положений Директивы в национальное законодательство стран ЕС.

Важным вкладом упомянутой Директивы в разработку вопроса о природе и содержании права следования стали высказанные в ее преамбуле утверждения о том, что данное право составляет "неотъемлемую часть авторского права" и что при этом "объектом права перепродажи является объективная форма произведения, а именно материальный носитель, в котором воплощено произведение". Таким образом, из европейской Директивы вытекает, что право следования - это право автора на материальный носитель произведения, которое сохраняется за ним даже после того, как этот предмет (вещь) переходит в собственность к другому лицу, а от него - к третьим лицам. Это ограничение прав собственника, своего рода обременение имущества, представляющего собой материальные носители произведений искусства (картины, скульптуры, декоративные изделия, гравюры, авторские фотографии и т.п.).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  ...

Акты арбитражного суда первой инстанции
  ...

Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся в литературе теория прес ...