Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Право собственности / Общие вопросы права собственности / Соотношение права собственности и интеллектуальных прав
Страница 14

Вторым таким случаем, предусмотренным п. 1 ст. 1291 ГК, является право собственника воспроизводить оригинал произведения в каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции. Создавая определенное ограничение права на воспроизведение произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК), это положение обеспечивает осуществление собственником оригинала тех интересов, которые могут быть связаны с возможностью распорядиться своей собственностью (в частности, с предложением о продаже) и т.п. Данное право собственника носит ограниченный характер, в частности, само построение этой нормы свидетельствует о том, что она относится только к каталогам тех выставок, которые организует сам собственник оригинала (и не распространяется на каталоги выставок, организуемых другими лицами), а под изданиями, посвященными его коллекции, подразумеваются различные каталоги, перечни, описания, планы и подобные им издания информационного и справочного характера.

В гл. 70 ГК РФ имеются также две статьи, предоставляющие дополнительные права авторам произведений, оригиналы которых перешли в собственность других лиц. Статья 1292 ГК содержит правила о так называемом праве доступа, которым обладает автор произведения изобразительного искусства или архитектуры. Пункт 1 ст. 1292 ГК, повторяющий содержание п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве, предоставляет автору произведения изобразительного искусства право требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Поскольку для воспроизведения произведения художнику необходимо находиться рядом с этим произведением, то существо права доступа состоит как раз в том, что собственник оригинала должен обеспечить автору непосредственный контакт с его произведением: пустить его в свой дом (или в иное место, где хранится оригинал произведения) или передать оригинал произведения художнику на разумный срок. То, как будет осуществляться данное право, является предметом соглашения сторон. Закон предусматривает лишь, что от собственника оригинала нельзя требовать доставки произведения автору.

Специфика произведений архитектуры диктует несколько иное содержание права доступа к произведениям в виде зданий и сооружений. Согласно п. 2 ст. 1292 ГК архитектор вправе требовать от собственника такого оригинала произведения архитектуры предоставления возможности осуществлять его фото- и видеосъемку, если договором не предусмотрено иное <1>.

<1> Ранее аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2004. N 35. Ст. 3607. Эта статья вместе со всей гл. IV упомянутого Закона с 1 января 2008 г. утратила силу на основании ст. 20 Закона о введении в действие части четвертой ГК.

Право доступа является неимущественным правом автора, которое в действительности направлено на то, чтобы способствовать решению проблем, связанных с реализацией его имущественного права на воспроизведение произведения. Роль последнего особенно велика для авторов произведений изобразительного искусства и архитектуры, поскольку после отчуждения оригинала произведения его воспроизведение остается для них чуть ли не единственным источником получения дополнительного вознаграждения.

На решение проблемы, связанной с тем, что из-за уникального характера своих произведений художники зачастую лишены возможности получить вознаграждение, соответствующее размеру их творческого вклада, направлена норма ст. 1293 ГК, посвященная так называемому праву следования <1>.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
  ...

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  ...

Уголовное право и экономика
В данном разделе лишь ставятся в общем виде разнообразные и крайне острые проблемы связи уголовного права с экономикой, взятой как деятельность и как система идей. В обыденном сознании и даже во мн ...