Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Страница 3

<1> Там же.

Таким образом, государство-фиск стало рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта имущественных прав, обособилось от государства в смысле политического союза и стало подчинено общим нормам гражданского права и процесса с сохранением за ним лишь некоторых привилегий.

К таким привилегиям, например, можно отнести следующие:

- не подлежали обыкновенной давности (в соответствии с которой лицо должно было в продолжение определенного срока добросовестно, на основании titulus, провладеть вещью, годной для давности) вещи казны. Стоит, правда, отметить, что такое же правило действовало и в отношении вещей монарха и недвижимых вещей церквей и благотворительных учреждений <1>;

<1> Барон Ю. Система римского гражданского права / Пер. Л. Петражицкого. 3-е изд. Вып. первый. Кн. II. Общая часть. СПб.: Склад издания в книжном магазине Н.К. Мартынова, 1908. С. 65, 70 - 71.

- казна, а также император и его супруга имели исключительное право отчуждать вещи в качестве свободных от сервитута, что тем самым прекращало его действие в отношении данной вещи <1>.

<1> Там же. С. 111.

Объекты права собственности в римском праве также имели свои характерные особенности. Так, например, вещи, изъятые из оборота - res extra commercium, - не находились в исключительной собственности публично-правовых образований, как это происходит в настоящий момент, а включали в себя несколько категорий вещей:

- вещи, изъятые из оборота по религиозным основаниям - res divini iuris, которые не находились ни в чьем владении и собственности. Сюда относились храмы; церкви; места погребения, считавшиеся принадлежащим душам умерших; освященные городские стены и ворота и др.;

- вещи, изъятые из оборота по естественным причинам - res omnium communes, не состоявшие в исключительном господстве отдельных лиц. К ним относились воздух, море, морской берег и др. В отношении морского берега следует отметить, что римский юрист Цельз считал его публичной вещью, принадлежащей государству <1>;

<1> Дернбург Г. Пандекты. Т. I. Общая часть / Пер. Г. фон Рехенберга; под рук. и ред. профессора Моск. ун-та П. Соколовского. М.: Университ. тип., Страстной бульвар, 1906. С. 189.

- вещи, изъятые по политическим основаниям - res publicae, под которыми понимались вещи, находившиеся в собственности римского государства, а затем и в собственности общины. Данные вещи делились на вещи, которыми государство и община пользовались как частные лица, и поэтому они не были изъяты из оборота, и вещи, которые были предоставлены всем людям в свободное пользование и поэтому изъятые из оборота - дороги, мосты, площади, реки (постоянно текущие), гавани и др. Управление и отчуждение первых из этой группы вещей, подобно современной публичной собственности, регулировались особыми правилами и были направлены прежде всего на извлечение доходов от их использования в пользу государства. Так, наместнику римских провинций в случае выявления факта пользования публичным местом или зданием частными лицами следовало оценить, что лучше - виндицировать это в государственную собственность или взимать налог, в зависимости от того, что он счел более выгодным для государства <1>.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо ...

Акты арбитражного суда первой инстанции
  ...