Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Страница 13

К отношениям собственности иностранцев применимо и правило ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Употребляя термин "каждый", Конституция распространяет данный принцип на любых лиц, в том числе на иностранцев.

Национальный режим, в частности в отношении имущественных прав, предоставляется иностранцам безусловно, т.е. не требуется устанавливать наличие взаимности в отношении государства, гражданином которого является иностранец. Исключением является случай, когда сам российский закон указывает на необходимость соблюдения в определенных случаях взаимности. Так, наличие взаимности до недавнего времени требовалось в отношении определенных видов интеллектуальной собственности, например, это предусматривал действовавший ранее Закон 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Новое законодательство (часть четвертая ГК РФ) это ограничение сняло - указания на взаимность в нем не содержится.

Привлекло внимание к вопросу о национальном режиме для иностранцев принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ. Приравнивание иностранцев к российским гражданам в отношении права иметь в собственности землю (с введением ряда ограничений) неоднозначно оценивалось в обществе и рассматривалось некоторыми как нарушение Конституции РФ. В апреле 2004 г. вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Мурманская областная Дума оспаривала конституционность ряда положений Земельного кодекса РФ, касающихся прав иностранцев, в частности норм, которыми иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются конкретными правомочиями по приобретению в собственность земельных участков на территории Российской Федерации. В поданном в Конституционный Суд заявлении указывалось, что эти нормы по своему содержанию противоречат ст. ст. 2, 4 (ч. 3), 7 (ч. 1), 9 (ч. 1), 15 (ч. 1), 19 (ч. 2), 36 (ч. 1) и 67 (ч. 1) Конституции РФ. В обоснование данной позиции были приведены следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции РФ следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.

Признавая положения Земельного кодекса, относящиеся к правам иностранцев, не противоречащими Конституции РФ, Конституционный Суд в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы, в частности, указал:

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде
  ...

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  ...

Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся в литературе теория прес ...