Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданстваПраво собственности / Собственность отдельных субъектов права / Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданстваСтраница 16
Так, для иностранцев в силу национального режима действуют, например, такие диктуемые публичными интересами общие для всех ограничения: они подчинены норме п. 3 ст. 209 ГК РФ о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, норме п. 1 ст. 213 ГК РФ, согласно которой в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, и другим подобным правилам ГК РФ. Для иностранцев, владеющих участками земли в России, в качестве исходных действуют, в частности, положения о том, что земельные и иные природные ресурсы могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ), что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ), что права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ) и т.д.
Рассматриваемые ограничения прав следует отличать от случаев, когда в силу закона ограничивается по существу само право (право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком и т. п.) и обладатели прав лишаются части своих полномочий.
Что касается ограничений, вводимых специально для иностранцев и обосновываемых протекционистскими целями и требованиями обеспечения национальной безопасности, то прежде всего следует подчеркнуть, что такие ограничения могут быть установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Статья 4 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации содержит в общем сходное правило; отсутствие в ней указания на международный договор не имеет принципиального значения при наличии правила ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В Гражданском кодексе РФ (ст. 2) речь тоже идет о "федеральном законе". Но в ст. 1196 ГК РФ, посвященной правоспособности, упоминается лишь о "законе". Отсутствие в тексте ст. 1196 ГК РФ указания на "федеральный" закон, на наш взгляд, не может служить поводом для расширительного толкования в том смысле, что возможно установление изъятий из национального режима, например, законом субъекта Федерации. Применение нормы ст. 1196 ГК РФ в сочетании с правилом ст. 2 этого Кодекса, не говоря о действии ее в рамках нормы ст. 62 Конституции РФ, на наш взгляд, не оставляет сомнений в возможности установления изъятий только федеральным законом. Введение ограничений в других, кроме федеральных законов, актах (например, в постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации) неправомерно. Четкое правило ст. 62 Конституции РФ не должно допускать иных толкований.
Смотрите также
Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...