Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Страница 16

Так, для иностранцев в силу национального режима действуют, например, такие диктуемые публичными интересами общие для всех ограничения: они подчинены норме п. 3 ст. 209 ГК РФ о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, норме п. 1 ст. 213 ГК РФ, согласно которой в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, и другим подобным правилам ГК РФ. Для иностранцев, владеющих участками земли в России, в качестве исходных действуют, в частности, положения о том, что земельные и иные природные ресурсы могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ), что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ), что права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ) и т.д.

Рассматриваемые ограничения прав следует отличать от случаев, когда в силу закона ограничивается по существу само право (право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком и т. п.) и обладатели прав лишаются части своих полномочий.

Что касается ограничений, вводимых специально для иностранцев и обосновываемых протекционистскими целями и требованиями обеспечения национальной безопасности, то прежде всего следует подчеркнуть, что такие ограничения могут быть установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Статья 4 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации содержит в общем сходное правило; отсутствие в ней указания на международный договор не имеет принципиального значения при наличии правила ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 2) речь тоже идет о "федеральном законе". Но в ст. 1196 ГК РФ, посвященной правоспособности, упоминается лишь о "законе". Отсутствие в тексте ст. 1196 ГК РФ указания на "федеральный" закон, на наш взгляд, не может служить поводом для расширительного толкования в том смысле, что возможно установление изъятий из национального режима, например, законом субъекта Федерации. Применение нормы ст. 1196 ГК РФ в сочетании с правилом ст. 2 этого Кодекса, не говоря о действии ее в рамках нормы ст. 62 Конституции РФ, на наш взгляд, не оставляет сомнений в возможности установления изъятий только федеральным законом. Введение ограничений в других, кроме федеральных законов, актах (например, в постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации) неправомерно. Четкое правило ст. 62 Конституции РФ не должно допускать иных толкований.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21