Участки недр как объекты гражданских правоотношений
Право собственности / Объекты права собственности / Участки недр как объекты гражданских правоотношений
Страница 14

Между тем при исследовании вопроса о необходимости государственной регистрации прав на участки недр можно предположить, что нахождение в разных информационных системах сведений о собственнике подземных сооружений и обладателе права пользования тем участком недр, в котором это сооружение расположено, порождает проблемы для приобретателя подземного сооружения.

Дело в том, что лицо, принимающее решение о приобретении подземной постройки, не имеет возможности самостоятельно проверить, имеется ли у ее отчуждателя право на использование соответствующего участка недр.

ЕГРП построен по принципу единого объекта недвижимости, в силу которого раздел о правах на постройку располагается сразу за разделом о правах на расположенный под ней земельный участок (п. 6 ст. 12 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Это сделано как раз для того, чтобы при внесении записей в Реестр и при обращении к нему можно было установить наличие юридических связей между земельным участком и расположенными на нем постройками. Однако государственная регистрация прав на подземные постройки не может быть в настоящее время основана на принципе единого объекта, поскольку, как отмечалось выше, система ведения Реестра технически не позволяет регистрировать права на участки недр.

Во многих случаях этот недостаток системы ведения Реестра не имеет существенного значения. Лицо, которому не может быть передано право на использование участка недр в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о недрах, и которое, несмотря на это, решается на приобретение подземного сооружения, расположенного в недрах соответствующего участка, в любом случае должно осознавать наличие правовых рисков, связанных с таким приобретением.

В случае когда приобретатель постройки является лицом, которому на основании ст. 17.1 Закона о недрах может быть передана лицензия (его дочерним или материнским обществом, юридическим лицом, создаваемым в результате реорганизации в форме выделения и разделения), между ним и отчуждателем существуют юридические отношения, которые либо исключают возможность приобретателя самостоятельно формировать свою волю на приобретение сооружения (например, при покупке дочерним обществом у материнского), либо дают приобретателю возможность осуществить эффективный контроль за действиями и составом имущества отчуждателя (например, при покупке сооружения материнским обществом у дочернего).

Между тем невозможность получения из системы ведения Реестра публично доступной информации о наличии у собственника подземной постройки права на использование соответствующего участка недр в ряде случаев имеет существенное значение для участников оборота. Речь идет о тех случаях, когда на основании ст. 17.1 Закона о недрах подземная постройка приобретается в составе предприятия (имущественного комплекса) должника, отчуждаемого на стадии внешнего управления или конкурсного производства, а также о случаях слияния и присоединения юридических лиц. Во всех этих ситуациях подземное сооружение переходит от юридического лица, полностью неподконтрольного приобретателю. В связи с этим у приобретателя возникает обоснованная потребность получить официальную информацию о праве отчуждателя на использование участка недр. При этом он должен быть уверен, что речь идет именно о том участке недр, в котором расположена постройка. В целях решения этой проблемы необходимо изменить систему ведения ЕГРП и установить механизм регистрации права пользования участками недр.

§ 3. О субъекте права собственности на участки недр

Как уже отмечалось, Закон о недрах называет собственником недр государство. Однако Закон не поясняет, какое именно из государственных образований скрывается под общим именем " государство": Российская Федерация или ее субъекты.

В литературе было высказано мнение о том, что недра находятся в общей собственности Российской Федерации и ее субъектов. Между тем для такого вывода нет достаточных оснований. Согласно базовым положениям о праве общей собственности оно может возникать только в случаях поступления в собственность нескольких лиц неделимого имущества либо при поступлении в их собственность делимого имущества, если возникновение в этом случае общей собственности специально предусмотрено законом или договором.

Недра по общему правилу делимы, а Закон не указывает их в качестве объекта общей собственности Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому нет установленных Законом оснований для того, чтобы считать недра объектом общей собственности этих государственных образований.

Более того, из Закона о недрах следует, что большинство положений, определяющих существенные черты гражданско-правового режима объектов общей собственности, неприменимо к участкам недр.

Так, распоряжение участками недр посредством предоставления их в пользование осуществляется отнюдь не по общему согласию Российской Федерации и всех ее субъектов, как это должно было бы быть при нахождении участков недр в общей долевой собственности этих публичных образований (п. 1 ст. 246 ГК РФ). Такое распоряжение, за установленными Законом исключениями, осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся эти недра. Из этого же правила Закона о недрах вытекает невозможность раздела объекта общей собственности в натуре или выдела из него доли (если бы такой раздел или выдел был допустим, то допускалось бы распоряжение участками недр, находящимися в собственности лишь какого-либо одного публично-правового образования, со стороны его органов власти). Ни Российская Федерация, ни ее субъекты не могут потребовать предоставления в их пользование каких-либо участков недр, соразмерных их долям (п. 2 ст. 247 ГК РФ), поскольку пользование участками недр может осуществляться только субъектами, приобретшими право на их использование в порядке, установленном Законом о недрах. Российская Федерация и ее субъекты не могут также определять своим соглашением порядок совместного пользования и распоряжения участками недр, в то время как такое право имеется у субъектов общей собственности.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...

Надзорное производство
  ...

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...