Материальная сторона преступления
Уголовное право / Теория преступления / Материальная сторона преступления
Страница 2

Законодательная характеристика материальной стороны преступления. Исходным для выделения и правовой регламентации материальных признаков преступления, на мой взгляд, является данное в ч. 2 ст. 2 УК РФ разграничение опасного для личности, общества и государства деяния и преступления, т.е. согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ общественно опасного (и имеющего иные признаки) деяния <1>.

--------------------------------

<1> Курс российского уголовного права. Т. 1. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М.: Спарк, 2001. С. 146.

Понятие опасного деяния или вообще не рассматривалось в уголовно-правовой литературе, или затрагивается только в редких и притом не систематизирующих учение о преступлении работах. Вместе с тем это понятие отнюдь нельзя считать обмолвкой законодателя.

В ч. 2 ст. 2 УК РФ устанавливается, что УК РФ определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями.

Из этого со всей очевидностью следует несколько выводов. Прежде всего опасными являются деяния, еще не получившие уголовно-правовой оценки; еще нужно определить, какие из них будут признаны преступлением. Далее, понятие опасности деяния является по своему содержанию именно материальным, существующим, онтологическим; оно имеет как социальное, экономическое, психологическое содержание, так и указывает на существующие либо потенциальные угрозы деяния для интересов страны - всеобщего блага. Наконец, при включении в правотворческий процесс в качестве объекта опасность деяния должна быть выявлена, проверена, доказана и в случае криминализации деяния претворена как в признак общественной опасности, так и в иные характеристики материальной стороны уголовно-правового запрета. Эта работа, разумеется, так или иначе осуществляется законодателем, но отнюдь не всегда эффективно.

Поэтому понятие "опасность деяния" должно стать частью уголовно-правовых исследований и решаться преимущественно путем анализа материальной основы опасности с использованием неправовой информации по некоторым согласованным для каждой сферы параметрам, и притом доказательно.

Решение о криминализации деяния в этом случае основывается на понимании объекта запрета, а затем преобразуется в правовые конструкции, которые, в свою очередь, отражают его (деяния) противоречие общим и хотя бы относительно сбалансированным социальным интересам, тому, что можно назвать общим благом страны. Такая постановка вопроса отражает социальные реалии и вытекающие из них потребности страны <1>. Уголовный закон получает определенную легитимность, причем такую, которая может быть при всех политических и гносеологических трудностях проверена еще до принятия законодательно решения, связывающего - до известных пределов - научную критику. Здесь частично выясняется проблема соотношения правового характера закона и права, т.е. обеспечения правового характера закона.

--------------------------------

<1> Анализ опасности деяния, разумеется, не исчерпывает интеллектуальное содержание уголовного правотворчества. Но он является его неотъемлемой частью. К сожалению, даже в весьма солидных изданиях пишут: "Криминализируемое деяние должно быть общественно опасным" (Курс российского уголовного права. С. 22). Это значимая оговорка. Она оправдывает заданность решения. Криминализируемое, т.е. находящееся в процессе криминализации, деяние должно по ч. 2 ст. 2 УК РФ быть опасным. Признание же его общественно опасным есть результат криминализации, которого может и не быть.

Этим достигаются обоснованные системно более значимые решения, определяющие уголовно-правовой управленческий проект, его границы, цели, издержки, ожидаемые результаты. Решения такого рода в принципе обусловлены природой человека, условиями его существования и иными данными, наличными факторами. И когда меняется перечень уголовно-правовых запретов, то в идеале это означает социальные перемены, а не обязательно произвол законодателя. Такие законодательные решения содержатся в Конституции РФ. По идее, они должны быть разработаны в экономической и политической науках, содержаться в партийных программах и пр. Именно здесь и должна обосновываться, доказываться опасность деяния.

Соотношение опасности деяния, общественной опасности и материальной стороны преступления. Общий ответ заключается в том, что материальная сторона предметна, а опасность деяния и общественная опасность оценочны. Но при этом они, в свою очередь, отражают ее (материальную сторону) в различных признаках преступления, а затем и состава преступления.

Опасность деяния и общественная опасность преступления, по-видимому, имеют однородную структуру, но различаются по содержанию предметной основы и по степени противоречия общественным интересам. Курение, если взять банальный пример, опасно и ограничено законом, во всяком случае, по признаку места. Но оно все же не общественно опасно и преступлением не является. Законодатель, таким образом, не признал его преступлением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...