Вопросы "соседского права"
Страница 13

<2> Этот принцип подразумевается нормой п. 9 ст. 38 Закона о Государственном кадастре недвижимости.

Законодательство о межевании прямо не обязывает соседних владельцев участвовать в процессе межевания, что значительно тормозит процесс межевания, так как соседи не лишаются права оспаривать границы, которые были установлены без их участия (притом что сосед был надлежащим образом извещен о дне и времени землеустроительных работ). Вероятно, в законодательство о межевании следует включить норму, обязывающую соседей участвовать в межевом процессе под угрозой потери права оспаривать границы <1>. Также необходима норма о распределении расходов между соседями по установке межевых знаков на общих границах <2>.

<1> В п. 3 ст. 40 Закона о Государственном кадастре недвижимости, по существу, реализован этот вариант регулирования отношений в процессе согласования границ.

<2> Подобная норма уже предполагалась к введению в России. В ст. 805 Проекта было предусмотрено, что каждый собственник вправе требовать участия своего соседа в разграничении их имений на общий с ним счет.

Несмотря на то что в процессе ведения землеустроительного дела все соседние собственники земельных участков подписываются под границами в акте согласования границ, спор о границах между соседями не может быть исключен даже тогда, когда оба участка прошли кадастровый учет. Примером допустимости спора может быть заблуждение соседа относительно соответствия границ на предварительном плане границам в натуре или ошибка (а также подлог) землеустроителя, в результате которой границы на плане не соответствуют границам в натуре.

Иностранные законодательства предписывают соседним землевладельцам участвовать в определении границ земельных участков, в установке межевых знаков и предусматривают некоторые правила разрешения споров о границах.

Так, в соответствии со ст. 978 ГК Квебека каждый собственник может принудить своего соседа определить границы между прилегающими землями для того, чтобы установить межевые знаки, восстановить на прежнем месте перемещенные или недостающие межевые знаки, подтвердить древние межевые знаки или исправить разделительную линию между их участками.

На ту же цель направлено правило § 919 ГГУ, хотя норма сформулирована иначе: собственник земельного участка может потребовать от собственника соседнего земельного участка, чтобы последний содействовал в установке постоянных межевых знаков, а если межевой знак окажется передвинутым или неразличимым - в его восстановлении. Расходы по установке межевых знаков участники несут, как правило, в равных долях. Согласно § 920 ГГУ, если в случае смещения границы действительную границу определить невозможно, межевые знаки устанавливаются по фактическому владению. Если фактическое владение не может быть определено, то к каждому земельному участку должна быть присоединена равная по размеру часть спорной площади. Если определение границы указанным образом приведет к результату, который не согласуется с установленными обстоятельствами, то граница должна быть проведена по справедливому усмотрению с учетом этих обстоятельств <1>.

<1> По римскому праву суду предоставлялось право по своему усмотрению определить границы между смежными участками там, где невозможно было определить прежние границы (D. 10. 1. 2).

Нередко можно встретить случаи нарушения границы смежных участков в результате строительства, т.е. когда постройка на одном земельном участке зашла за границу другого участка. Естественно, встает вопрос о том, что делать с таким зданием или иным сооружением. Формально нарушение границы дает собственнику соседнего участка требовать сноса такой постройки. Иностранные законодательства, что вполне справедливо, не всегда позволяют так поступать ввиду того, что с народнохозяйственной точки зрения это приводило бы к неоправданному уничтожению материальных ценностей только в угоду принципу "священности" собственности.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  ...

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...